Урок литературного чтения во 2-м классе по программе "Школа России". А.Введенский. "Ученый Петя"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ознакомить детей со стихотворением А. Введенского “Ученый Петя”.
  2. Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворения, свое отношение к происходящему.
  3. Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность.
  4. Развивать внимание к слову.
  5. Развивать речевые умения и творческие способности детей.
  6. Развивать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи урока:

  1. 1. Дать научное объяснение фактам, о которых идет речь в стихотворении.
  2. 2. Показать связь авторских стихов с устным народным творчеством.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

( Выразительно читать стихотворение Юрия Дмитриевича Владимирова “Чудаки”)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

(Веселое настроение, потому что стихотворение смешное.)

Выразительное чтение стихотворения “Чудаки” Учащимися.

- Кого мы называем чудаками?

(Необычных людей, не таких, как все, которые делают что-то смешно.)

- Что в стихотворении показалось смешным?

- При чтении этого стихотворения мы слышим, что некоторые звуки повторяются чаще других. Что это за звуки?

( [п], [m], [к] )

- Какой жанр устного народного творчества построен на сочетании похожих слов и звуков?

( Скороговорки)

- Приведите примеры, доказывающие это утверждение.

( От топота копыт пыль по полю летит.)

- Похоже ли это стихотворение на скороговорку?

- Какие слова повторяет автор в стихотворении “Чудаки”?

- Когда повторяются слова, строки – задается ритм. Этот прием используют еще и в считалках. А какие вы знаете считалки?

Дети рассказывают считалки и наблюдают, какие слова и строки повторяются.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- Какой раздел литературного чтения мы сейчас изучаем?

( “Вопросы из детских журналов”)

- О каких журналах идет речь в этом разделе?

( “Чиж” и “Еж”)

- Кто является авторами этих журналов?

( Даниил Хармс, Юрий Владимиров, Самуил Маршак)

- Они писали веселые стихи, сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, писали бессмысленные стихи, которые просто развлекали детей.

IV. Физкультминутка.

- Вот и мы сейчас с вами немного отдохнем, поиграем, потанцуем.

Физкультминутка проводится под веселое музыкальное сопровождение “Разноцветная игра” с выполнением ритмичных танцевальных упражнений.

V. Знакомство с творчеством Александра Введенского. Рассказ учителя о поэте.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Введенского, который был очень дружен с перечисленными нами поэтами: Хармсом и Владимировым, и тоже писал свои стихи для журналов “Чиж” и “Еж”.

А. Введенский родился в 1904 году в семье Петроградского служащего. Он изучал литературу, языки в Петроградском университете, что дало ему возможность писать произведения для детей и заниматься переводами. Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

- Скажите, а какими языками должен владеть Александр Введенский, чтобы заниматься переводами сказок братьев Гримм и Шарля Перро?

( Немецким и английским)

В своем творчестве он опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний.

Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:

Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!

( Стихотворение похоже на народную закличку.)

VI. Работа по теме урока.

- Какую триединую задачу ставим перед собой на уроке чтения?

( Читать громко, правильно, выразительно.)

- Прочитайте название стихотворения, с которым сегодня знакомимся на уроке.

( “Ученый Петя”)

- Каким вы себе представляете Петю?

- Прочитаем произведение и посмотрим, так ли это? Но сначала поработаем над выразительностью и правильностью речи. Прочитайте радостно:

Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.

- А теперь прочитайте тот же текст обиженно.

- Гордо. Устало. Удивленно. Строго.

- Молодцы! А теперь прочитаем это произведение до конца.

Первичное восприятие текста. Чтение стихотворения детьми.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно создает?

- Назовите действующих лиц стихотворения.

- Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.

- Что ответил Петя?

- Так ли это, как вы считаете?

Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев.

Листочки, которые опадают, не содержат ничего полезного, питательного. Питательные вещества находятся осенью у растений в корне и стебле (сердцевине), а в листьях осенью содержится только то, что растениям не нужно. Растения от этого избавляются. Они сбрасывают листву, а с ней уходят из растения ядовитые вещества. Животные не едят опавшие листья.

Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега.

Хочется вспомнить рассказ О’Генри “Последний лист” - краткое изложение учителем.

Одна девочка была тяжело больна. В то время врачи еще не изобрели лекарство, которое способно было вылечить воспаление легких, поэтому больные нередко умирали. Девочка лежала в своей постели, и единственным развлечением для нее служило то, что она любовалась плющом, обвивающим стену здания, которое находилось напротив ее окна.

Но вот наступила осень. С деревьев облетали листья. Старый плющ тоже начал терять свою листву. Девочке стало грустно, и она решила для себя, что когда с плюща облетит последний лист, она умрет.

Плющ продолжал терять свою листву. Вот осталось несколько листьев. Девочка считала: три, два… . Остался один лист, и он все никак не хотел облетать. Однажды девочка проснулась, и увидела, что наступила зима. Пошел снег. Но единственный листок все виднелся в проеме окна. И тогда девочка поверила в чудо, и это помогло ей выздороветь. А когда она уже совсем поправилась, то узнала, что этот листок нарисовал старый художник на стене здания, которое обвивал плющ. А вот сам художник, пока в холод и дождь рисовал лист, весь промок. Он простудился и умер.

- Прочитайте второй и третий вопросы, которые задавали дети Пете.

- Попробуйте ответить сами, почему идет снег?

- Почему зяблик не летит?

Зимой птицы часто погибают не от холода, а от голода. Если много корма – птица сытая – образуется энергия и тепло.

- Одинаков ли перьевой покров птиц в разные времена года?

( Подпушек зимой больше.)

К зиме птицы нагуливают жировой слой. Птенцов выводят весной, чтобы к осени малыши подросли и были готовы к перелету в теплые края. Только клест выводит птенцов зимой.

Существует легенда, дающая объяснение, почему у клеста перышки около клюва красные: “Когда распяли Иисуса на кресте, клест пытался вынуть гвозди из рук Иисуса и испачкался в его крови”

- Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети.

- Что ответил Петя?

- Как на самом деле происходит смена дня и ночи?

В стихотворении нарушены причинно-следственные связи.

- А как живут рыбы под водой? Действительно ли они живут в домиках?

( Дети утверждают, что нет.)

- Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик ( у рыб он называется гнездо).Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогощает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту.

- Какой вопрос в конце произведения ставит автор?

- Как бы вы на него ответили?

- Действительно ли Петя Ученый?

- Как можно назвать Петю?

(фантазер, выдумщик)

VII. Закрепление изученного.

Работа с тестом.

( Смотри приложение 1.)

Фронтальная проверка выполненной работы.

- Какие еще небылицы встретились в тексте? Прочитайте.

- На какое стихотворение, которое мы с вами читали ранее похоже произведение “Ученый Петя”? Чем?

( “Вы знаете…” Даниила Хармса.)

- Найдите в тексте обращения. Как их надо прочитать?

- С какими интонациями нужно читать слова детей? А слова Пети?

VIII. Домашнее задание: выразительно читать стихотворение А. Введенского “Ученый Петя”.

Подведение итогов работы.

Литература:

  1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Учебник “Родная речь. 2 класс. Часть 1.” Москва: “Просвещение”, 2006.
  2. С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, М.И. Байкова. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Тесты по литературному чтению: 2 класс. – М.: Астрель, 2007.

Приложение 1.