Урок "Познание мира" в 3-м классе по теме "Вода в природе"

Разделы: Начальная школа


Цель: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.

Задачи образовательные:

  • сформировать  представления   учащихся   о   том,   что   вода  – это   вещество;
  • сформировать  понятия  «агрегатное  состояние  вещества:  твердое,  жидкое,
    газообразное»;
  • сформировать представление о распространении воды на земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов.

Задачи развивающие:

  • развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление;
  • развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

ХОД УРОКА

Орг. момент.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится.

            Проверка домашнего задания. Погода и ее прогноз.

  • Что такое погода?
  • Как называется наука, которая изучает состояние атмосферы и изменения погоды?
  • Какие наблюдения ведутся на метеорологических станциях?

Слово синоптикам.
Ученик:   Сегодня, 30 ноября в Караганде небольшая облачность, без осадков, ветер слабый, до умеренного, давление воздуха 760 мл рт. столба, влажность 75 %, температура воздуха днем - 10-15° С. Служба 3 -А класса желает вам хорошего настроения в любую погоду.

Ученики:
Народные предсказания погоды:

  1. Ворона под крыло нос прячет - к холоду.
  2. Кошка стену дерет - к непогоде, клубком лежит - к морозу.
  3. Если дым тянется к земле - это к снегу, дым столбом - к морозу.

Учитель: Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один.

  • Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? Почему? (синий). Правильно, потому что ¾ поверхности занимает вода.

Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман. Я река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Объявление темы урока. Вода в природе.

Практическая работа. Составить диаграмму, показывающую распространение воды и суши.
Учитель:    Возьмите круг, разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.

Учитель приглашает всех учеников отправиться в путешествие с капелькой воды.

Сценка
Ученик:       Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: откуда ты?
Автор:          Вода в ответ
Капелька:    Издалека, из океана.
Ученик:       Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты? -
Автор:          спросил росу.
Капелька:    Поверь, и я из океана.
Ученик:       На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто
такой?
Капелька:    И я, дружок, из океана.
Ученик:       Ты, газировка, что шипишь?
Автор:          И из бурлящего стакана донесся шепот:
Капелька:    «Знай, малыш, и я пришла из океана».

Все (ученик, автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда океанская вода.

Учитель: Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?

Практическая работа
Вода - это вещество, выявляем основные свойства воды.

  1. Два стакана. В одном - вода, в другом - молоко. Сравните их. Какого цвета молоко? А вода? (Вывод: вода бесцветна)
  2. Посмотрите через  молоко на открытку,  а затем через воду (Вывод:  вода прозрачна).
  3. Понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? (Вывод: вода не имеет запаха)
  4. Сделайте из стакана глоток воды. Имеет ли она вкус (Вывод: вода не имеет вкуса)
  5. Налейте немного воды на картонку. Наклоните ее. Что произошло? (Вывод: вода текуча)
  6. Положите кристаллики соли в стакан с водой. Что с ней произошло? (Вывод: вода растворитель)

Приложение 1 (после каждого опыта ученики делают вывод, учитель показывает свойство воды на слайде)

Путешествие продолжается.
Послушайте сказку.
Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Как называется эта сказка? Какое время года описывается в начале сказки? Почему вы так решили?
Мы построили ледяную избушку. Лед твердый и поэтому человечки получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему?
Человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, потеряв крепкие связи, они превратятся в человечков жидкости. Так что у нас будет вместо избушки? (маленькое лесное озеро)
Солнце пригревает все сильнее и сильнее. Человечки отодвигаются еще дальше, теряют связь и поднимаются в воздух, превратившись в пар. (Из жидкого состояния превратились в газообразное, и они улетели).
Они испарились, поднялись и образовали облака. Ветер подхватил облако и понес над землей. Оно встречалось с другими облаками и становилось все больше и превратилось в тучу. А на земле люди ждали тучу и дождя.

Явление природы: Круговорот воды в природе
Вывод:  Вода бывает в трех состоянияхтвердом, жидком, газообразном.

Решение проблемной задачи:
Учитель:        Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?

  • Что надо сделать, чтобы проблема была решена?

Класс делится на 2 группы, каждой из которых предлагается идти своим путем решения задачи
1 группа работает над вопросом:   Что я знаю о воде?
2 группа:                                           Что делать с посудой?

 Приложение 2
Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.

Работа по учебнику. Задания по рядам:   
1.    Прочитайте раздел, в котором описан переход воды из одного состояния в другое.
2.     Прочитайте  часть  текста,   где  говорится  о  распространении  воды  на поверхности земли.
3.    Прочитайте раздел, где говорится о влиянии воды на земную поверхность.

Блиц-турнир

  1. Где быстрее испаряется вода? (в лесу, в поле, в пустыне или в море)
  2. Куда направляется испарившаяся влага?
  3. Всегда ли вода жидкая?
  4. Откуда берутся родники?
  5. Почему вода в колодцах холодная?

Игра «Вода – не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.

  • Цвет,  ветер,  лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

  Из книги рекордов Гиннеса
А знаете ли вы, что …

  • Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
  • Самый сильный дождь шел целых 12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
  • Самое глубокое озеро - Байкал. Его глубина 1 км 940м.

Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее…   (Вода)

Обобщение урока.
Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.

  • Что нового узнали на уроке?
  • В каких трёх состояниях находится вода в природе?
  • При каком условии образуется лёд?
  • Отчего лёд может растаять?
  • При каком условии вода превращается в пар?

Выставление оценок.

Домашнее задание.
Прочитать дополнительный текст «Подземные воды. Колодец».