Цель урока: Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.
Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, синтезатор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, (http://school-collection.edu.ru/)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Учитель - Здравствуйте, ребята,
Встретились мы снова.
Дети - Слушать музыку и петь
Мы уже готовы.
Слайды №1-2 Приложение 1-Презентация
2.Беседа по теме.
Учитель - Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы будем слушать звучание симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.
Слайд №3 Приложение 1-Презентация
Давайте, ребята, вспомним и назовём инструменты симфонического оркестра.
Слайд №4 Приложение 1-Презентация
Проверка знаний учащихся.
Учитель раздаёт учащимся инструкцию к заданию:
1.Вы работаете в книжном издательстве.
2.Перед вами повреждённый отрывок из повести Е.Канн-Новиковой «Маленькая повесть о Михаиле Глинке». В нём отсутствуют названия музыкальных инструментов.
3.Восстановите текст отрывка, воспользовавшись описанием музыкальных инструментов.
«ЧТО ТАКОЕ ОРКЕСТР?»
«Они вошли в залу. Перед пюпитрами с нотами расселись дядюшкины люди, держа в руках невиданные инструменты.
-Что уставился? Небось, не видал ещё такой музыки? Да, впрочем, где тебе было её увидеть! Ну, гляди в оба и вникай. Вот эта певунья, например, с изящной талией – (-----------).Можно сказать царица музыкальных инструментов, потому что голос у неё богатый. Что хочешь, можешь на ней изобразить. По струнам её смычком водят, вот этак, - и дядюшка, взяв скрипку из рук первого скрипача, извлёк несколько красивых, протяжных звуков.- А там видишь, продолжал он, - деревянные дудки? Которые с раструбами на концах – то (----------------) .Которые же наподобие свирелей – наверное, не раз слыхал, как наши пастухи в них свистят, - те (--------------)зовутся…А вот этот крендель, тут дядюшка повернулся к музыканту, у которого в руках блестела свившаяся в кольца медная труба, - этот крендель называется (-------------)валторна, ещё по-немецки говорят: вальдгорн – это означает охотничий рожок. Приложение 2-модельный ответ
Продолжение беседы:
Учитель - На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом
оркестре? (Ответы учеников)
Слайд №5 Приложение 1-Презентация
Учитель - Какие инструменты в составе струнной группы? (Ответы учеников)
Слайд №6 Приложение 1-Презентация
Учитель - Назовите духовые музыкальные инструменты. (Ответы учеников)
Слайд №7 Приложение 1-Презентация
Учитель - Осталось назвать группу ударных инструментов. (Ответы учеников)
Слайд №8 Приложение 1-Презентация
3.Проверка знаний учащихся. Игра «Третий лишний».
Учитель - Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.
Слайд №9 Приложение 1-Презентация
4.Слушание музыки. ( Звучит фрагмент симфонии №40,часть1,В.А.Моцарт)
Слайд №10 Приложение 1-Презентация
Учитель - Музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме? Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы)
Учитель-Русский композитор М.Мусоргский говорил, что «Музыка, прежде всего искусство человеческого общения». Ребята, как вы понимаете эти слова? (Ответы - диалог)
Слайд№11 Приложение 1-Презентация
5.Пение песни:
Давайте споём песню Б.Окуджавы «Пожелание друзьям», которую мы разучили на прошлом уроке. Ведь в ней тоже раскрывается секрет человеческого общения.
6.Понятия «ГАРМОНИЯ» и «ТУТТИ».
Слайд №12 Приложение 1-Презентация
Учитель - Кто стоит во главе оркестра? (Дирижёр)
Слайд №13 Приложение 1-Презентация
Учитель – Сейчас мы попробуем превратить наш класс в концертный зал, где выступает симфонический оркестр. Я буду выступать в роли дирижёра. А вы – в роли оркестрантов. Каждый из вас будет играть на своём музыкальном инструменте.
Слушайте музыку и «играйте» на своих инструментах.
Слайд№13 Приложение1-Презентация
(Звучит фрагмент из симфонии №4,финал, П.Чайковского, ученики имитируют игру на музыкальных инструментах под звучание симфонического оркестра.
Задача каждого ученика – услышать тембровое звучание своего инструмента и вовремя вступить. Важно умение каждого ученика координировать свои действия с действиями других оркестрантов.)
6. Итог урока.
Слайд №14 Приложение 1-Презентация
Учитель - П.Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой». А вы бы, ребята, с ним согласились? (Ответы - диалог)
Учитель - Много незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой и весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, имя которому …СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.
Литература:
1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие.
Москва «Просвещение»2004год
2.Т.В.Надолинская «Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе». Москва «Владос» 2003 год