План-конспект урока-семинара на тему "История художественной росписи ткани" в 6-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Класс: 6
Школа:37 гимназия.
Количество часов: 2 академических часа.
Раздел программы: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Цели урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с историей художественной росписи ткани.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений: поиска и анализа информации, формулирования выводов, планирования деятельности, формулирования цели деятельности.
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию научного мировоззрения, трудолюбия, коммуникабельности, толерантности.

Методы обучения:
По способу передачи и усвоения учебного материала.
Словесные: рассказ, эвристическая беседа
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Практические: проблемное обучение
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения:
Учебно-наглядные пособия: плакаты по теме: «История художественной росписи ткани», иллюстрации примеров росписи ткани, фотографии набойных досок.
Инструменты и материалы: рабочая тетрадь, ручка.
Контроль:
Методы: устный, визуальный
Формы: фронтальный, индивидуальный
Тип: текущий
Вид: педагогический, самоконтроль
Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

Структура урока Время мин. Деятельность Средства обучения
Педагога Учащихся
1. Организационный момент 3 Приветствие учащихся, отметка отсутствующих Здороваются с учителем, настраиваются на работу  
2. Мотивационный этап 5 Сообщение темы урока, цели учения: история художественной росписи ткани Слушают, записывают, включаются в дальнейшую работу Доска
3. Актуализация знаний 7 Проведение индивидуального и фронтального опроса о художественной росписи ткани Отвечают на вопросы учителя  
4. Формирование новых знаний 60 Рассказывает об истории художественной росписи ткани, задает вопросы, ведет эвристическую беседу, слушает учащихся, отвечает на вопросы учащихся Слушают педагога, записывают, отвечают на вопросы, делают сообщения, задают вопросы учителю, обобщают информацию, делают выводы, учатся правильно вести беседу Плакаты по теме: «Художественна я роспись ткани», иллюстрации примеров росписи ткани, фотографии набойных досок
5. Выдача домашнего задания 5 Сообщает домашнее задание Записывают домашнее задание  

Конспект урока
1. Начать урок с приветствия учащихся и отметки отсутствующих.
2. Сегодня на уроке мы поговорим о художественной росписи ткани, узнаем историю этого вида декоративно-прикладного искусства, совершим экспедицию в прошлое, так как этот вид искусства имеет глубокие народные корни и традиции.
3. А сейчас давайте вспомним:

  • Что Вам известно о способах окраски ткани из 5-го класса?
  • Какие ткани лучше всего подходят для росписи? (шелк, хлопчатобумажная ткань).
  • С каким видом художественной росписи ткани Вы уже знакомы? (узелковая окраска ткани).
  • В чем заключается особенность этого вида росписи ткани? (участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы краски не могли достичь и окрасить его).

4. А теперь перейдем к теме нашего урока.

Какая страна является родиной шелка? (Пояснение учителя). Родиной шелка считают Китай (провинция Шан-Тунг). Шелк еще называют «китайка». Уже в XII в. до Н. э. в Китае изготовлялись тончайшие особо искусственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень долго держали секрет получения шелка. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска ткани и способ получения красителей из растений. [3]
Сейчас послушаем сообщение о широко распространенном в Индии способе окраски ткани «бандахари». Во время сообщений можно рассматривать иллюстрации примеров росписи ткани.

Первый докладчик. Родиной искусства украшения ткани красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым, в свою очередь, и появились разные способы расцвечивания ткани. Так, например, широко распространился способ «бандахари». Перед окрашиванием ткани определенные участки крепко перевязывались суровой нитью (если окраске подлежали небольшие участки ткани) или сама ткань, завязывалась большим крепким узлом. Ткань погружалась в глубокие емкости с красителями, завязанные части не окрашивались. На цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.
Задать учащимся проблемный вопрос: на какой способ окрашивания ткани похож «бандахари» (узелковый батик).
Как Вы думаете, из чего делались краски для окрашивания ткани? (из растений, из природных материалов).
Учащиеся задают вопрос учителю: каким мог быть способ получения краски для ткани? (ответ учителя)
Получали, например, краску индиго из листьев тропического кустарника – индигоноски красильной, листья которой похожи на листья нашей акации. Их собирали, бросали в глубокую посуду с теплой водой. Через 5-6 часов на дне посуды образовывался осадок типа густой сметаны. Его высушивали на солнце, затем резали на куски. Это и была индиго – по тем временам одна из самых ценных красок! Сейчас у индиго появилось много производных красок, превосходящих ее по своим свойствам: тиондиго алый, красный, розовый, броминдиго, тиондиго черный и т. д.
Вопрос учащимся: Техника росписи, напоминающая «горячий батик» существовала только в одной какой-либо стране и каковы ее разновидности?
Второй докладчик. Техника «рокети» когда рисунок на ткань наносился горячим воском, затем ткань погружалась в краску, высушивалась, а воск удалялся. Горячий воск при остывании образовывал на поверхности ткани трещины, которые делали рисунок оригинальнее. Эта техника была популярна в Японии в III в. до н. э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Здесь интересна техника получения узорных тканей. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т.е. получение белого рисунка на цветном фоне. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском; последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, удаляют воск и получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Вопрос учащимся: Когда и кем было налажено производство шелковых тканей в России?
Третий докладчик. После первого знакомства русских с шелком прошли столетия. Его везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, поскольку шелковые ткани стоили дорого и на них можно было хорошо заработать. Это учел русский царь Алексей Михайлович. В середине XVII века он попытался развести шелковичных червей под Москвой, в Измайлове. Увы, из царской затеи ничего не вышло. Новые попытки производства шелковых тканей были предприняты в России во время правления Петра I. После персидского похода Петр I приложил немало усилий для организации шелкопрядного дела в России. В 1714 году первая шелкопрядная фабрика начала вырабатывать шелковые ткани. Старейшие шелкоткацкие мануфактуры – Купавинская, Фряновская – располагались вблизи Москвы, и шелковые ткани, изготовленные на них, по качеству не уступали изделиям всемирно известной в то время Лионской мануфактуры. Особое место в конце XIX века занимает предприятие братьев Сапожниковых, прославившееся производством шелковых декоративных высокохудожественных тканей. Это штучные изделия для церковного облачения и придворных церемоний, государственные знамена, иконы и т. д. Уникальные расписные шелковые ткани русских мастеров фабрики Сапожниковых неоднократно представляли текстильное искусство России на международных выставках.
На Руси с незапамятных времен известен способ расцвечивания ткани «набойка». Как Вы думаете, что это за способ?
Четвертый докладчик. Это способ расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получивший название печатного рисунка. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать». Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.

Проблемный вопрос учащимся: С чем можно сравнить технику набойки? (печатание книг, газет).
Вопрос учащихся учителю: Как совершенствовалась со временем техника «набойки»? (рассказ учителя).
Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался незакрашенным с помощью резерва. А затем и вообще отказались от доски. С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резерва, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали, а резерв смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название «кубовой набойки».
Проблемный вопрос учащимся: Что могло служить в технике «набойки» резервом? (глина, воск).
Какие способы окрашивания ткани использовались в России?
Пятый докладчик. Более совершенным был так называемый «заварной» способ крашения. При этом методе на ткань наносились досками так называемые «закрепы» – вещества, которые в соединении с красителями давали на волокне нерастворимые лаки. После набивки «закрепов» ткань «заваривали» – кипятили ее в красильном растворе, затем промывали. Там, где не было «закрепов», краски смывались, там же, где были набиты «закрепы», на ткани оставался красочный узор. Несколько позже появился способ «вытравки»: предварительно окрашенную ткань набивали составами, которые разрушали краску, и таким образом получали белые неокрашенные узоры на окрашенном фоне. Чтобы не уничтожать дорогостоящие красители этот способ применяли главным образом для мелких узоров. Из старинных преданий известно, что в период с 1793 по 1798 гг. был распространен на ситцевых ивановских мануфактурах способ «расцветки» – раскрашивание некоторых участков узора от руки кисточкой спиртовыми красками.
В Древнем Египте краски для ткани были растительного производства. Во времена русской «набойки» изменилось ли производство красок?
Шестой докладчик. До внедрения искусственных красок 70-е годы XIX века в течение почти целого столетия использовались растительные и минеральные краски. Основными красителями были корень растения марены и индиго. Особенность этих красок была неповторимой мягкости тонов. Более дешевые краски получались из сандалового дерева. Для получения желтого цвета употребляли кверцитрон, добывавшийся из коры красильного дуба и персидской груши. Применялись также минеральные краски. В качестве протрав и дубильных веществ упоминаются квасцы, чернильные орешки, масловитриольные (серная кислота), марганец, карамель, свинцовый сахар.
Подведем итог нашей беседы (вопросы для закрепления).
1) Как давно зародилось искусство художественной росписи ткани? (в XII веке до н. э.).
2) Какой процесс предшествовал художественной росписи ткани? (производство шелка).
3) Какие страны первыми освоили технику художественной росписи ткани? (Китай и Япония).
4) Когда и кем в России было начато производство шелка? (В 1714 г. Петром I).
5) Какая техника окраски ткани была распространена в России? (техника «набойки»).
Сегодня мы узнали много нового из истории декоративно-прикладного искусства России. Все хорошо отвечали, я уверена, вам было интересно.

Запишите домашнее задание: принести краски для ткани, деревянную раму размером 30 Х 30 см, хлопчатобумажную ткань (32 Х 32 см), шелк (32 Х 32 см), кисти, фартуки и нарукавники.
На этом урок окончен, можете быть свободны.
До Свидания!