Цель:
актуальная: выявить уровень усвоения и понимания материала учащимися 5-х классов и восстановить имеющиеся пробелы;
перспективная: сформировать у учащихся 5-х классов представления об основных исторических процессах, происходящих в истории Древнего Востока, познакомить с основными историческими деятелями и событиями.
Задачи:
обучающая: выявление уровня понимания и усвоения об основных исторических процессах в истории Древнего Востока;
развивающая:
- развитие познавательного интереса,
логического мышления, произвольного внимания,
долговременной памяти в процессе игры, работы с
текстами, дидактическими заданиями;
- формирование картографических умений и
навыков;
- формирование навыков работы в группах;
воспитательная: формирование уважительного отношения к своим одноклассникам в процессе игры.
Тип урока: повторно-обобщающий.
Вид урока: урок-игра.
Принципы: наглядность, научность,
целостность.
Оборудование: Карта “Египет и Передняя Азия
в древности”, проектор, презентация “Культура
Древнего Востока”.
Ход урока
Этап | Организационно-технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный. | Цель: обеспечить
благоприятную внешнюю обстановку для работы на
уроке. Методы: словесный. Приёмы: доброжелательный настрой учителя. |
|
Учащиеся успокаиваются, готовятся к активной работе на уроке. |
Закрепление изученного материала. | Цель: выявить уровень усвоения
и понимания материала, выявит пробелы в знаниях и
восстановить их. Методы: практический, наглядный, словесный. Приёмы: работа с картой, работа с историческим источником, выполнение дидактических заданий. |
Вот мы с вами и завершили изучение
раздела “Древний Восток”. Познакомились со
многими странами. Давайте вспомним, какие
страны относятся к Востоку? (работа с картой) Сегодня на уроке мы совершим путешествие по этим странам. Наш маршрут будет проходить с Запада на Восток. Мы посетим все известные нам страны. По пути нас ждём много интересного и занимательного. Поможет нам перемещаться во времени и пространстве “волшебный шарик”. Чтобы шарик полетел, необходимо сказать волшебные слова:
Ну, что вы готовы к необычному путешествию? Тогда полетели.
(работа с картой) Египет – уникальная страна. Здесь 5000 лет назад зародилось первое государство. О Египте сохранилось немало сведений. Но часто встречаются такие данные, которые требуют тщательной проверки. Вам сейчас предстоит побыть в роли неверующих учёных, критически подойти к данным о Египте. Откройте, пожалуйста, конверт № 1. Необходимо решить историческую задачу. Правильность выполнение работы учащимися проверяется и оценивается. Наше путешествие продолжается.
(работа с картой) Вавилонское царство возникло в XVIII в.до н.э. Самым известным царём этого царства был Хаммурапи, который создал свод законов. И этим увековечил себя в истории. В начале XX в. археологи нашли столб из чёрного камня, на котором вырезаны законы царя Хаммурапи. Поверхность столба покрыта клинописными знаками – здесь 282 статьи из свода законов царя Хаммурапи. Но вот беда! Некоторые статьи трудно прочитать – слова в них стёрлись. Помогите археологам восстановить их, вставляя недостающие слова и буквы. Откройте конверт №2. Продолжаем наше путешествие.
(работа с картой) Ассирийский царь Ашшурбанипал заботился о том, чтобы прославить Ассирию. Глиняные таблички хранят сведения об Ассирии, но некоторые сведения были утеряны. Постарайтесь восстановить пробелы в истории Ассирии. Откройте конверт № 3. Полетели дальше.
(работа с картой) Персидская держава образовалась в VI в.до н.э. В её состав вошло несколько государств. Знания и культура этих государств слились в границах Персидской державы. Нам необходимо восстановить порядок. Вы должны соотнести страну и понятие. Наше путешествие продолжается.
(работа с картой) Индийцы первыми создали цифры, которыми было бы удобно писать. Этими цифрами мы пользуемся до сих пор. Откройте конверт №4. Перед вами даты, записанные индийскими цифрами. Вам необходимо поставить эти даты в хронологической последовательности и определить, какое событие произошло в тот или иной год. Последняя страна в нашем путешествии Китай.
(работа с картой) Китай – очень самобытная страна. Она долгое время развивалась в изоляции от других стран. Китайцы всегда были ценителями культуры. А вы знаете культурные достопримечательности Древнего Востока? Перед вами сейчас будут появляться изображения достопримечательностей Древнего Востока, а вы должны будете определить, к какой стране оно относится. Презентация (заранее готовится учащимися). На этом наше путешествие заканчивается. Но, чтобы опять вернуться в родную школу, надо повторить волшебные слова.
Вам понравилось? Большое спасибо за активную работу. Вы показали прекрасные знания по пройденным темам. До встречи. |
Ученик работает с картой. Показывает
страны: Египет, Вавилонское царство, Ассирию,
Индию, Персидскую державу, Китай. Идёт процесс формирования картографических умений и навыков.
Учащиеся вместе говорят волшебные слова.
Ученик даёт географическую характеристику расположения Египта.
Учащиеся решают историческую задачу, используя хронологические знания и умения работать по “линии времени”. Идёт процесс развития познавательного интереса, логического мышления, произвольного внимания.
Ученик даёт характеристику географического расположения Вавилонского царства.
В процессе работы с документом идет развитие логического мышления, произвольного внимания. Учащиеся работают с документом.
Ученик показывает расположение Ассирии.
При работе с текстом идёт процесс развития логического мышления и долговременной памяти.
Ученик даёт географическую характеристику расположения Ассирии.
В процессе выполнения задания идёт процесс развития логического мышления и долговременной памяти.
Ученик даёт географическую характеристику расположения Персидской державы.
При выполнении задания идёт процесс развития долговременной памяти.
Ученик даёт географическую характеристику расположения Китая.
Идёт процесс развития долговременной памяти и логического мышления. |
Инструктаж домашнего задания. | Составить кроссворд по теме “Древний Восток” | Записывают домашнее задание, анализируют его. |