Данная ПРОГРАММА составлена на основе:
- Программы по технологии, предложенные научным коллективом “Технология” под руководством Ю.Л.Хотунцева, - доктора физико-математических наук, профессора МПГУ и В.Д.Симоненко – член- корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ.
- Примерной программы основного общего образования по направлению “технология. Обслуживающий труд”, составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., ООО “Дрофа”, М.,2007.
- При составлении ПРОГРАММЫ были учтены следующие актуальные моменты:
- Концепция модернизации Российского образования до 2010г. расставляет акценты на глубокое овладения современными информационно коммуникационными технологиями, их широкое применение во всех сферах человеческой деятельности (большее внимание уделяется информационным технологиям)
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Свердловской области, который регламентирует количество часов, отводимых на изучение данного предмета; (5кл-2ч, 6кл – 2ч, 7кл -2ч, 8кл – 1ч, 9 кл – 1ч, 10 кл – 1ч, 11кл-1ч)
- Цель и приоритетные направления развития гимназии - формирование личности ребёнка, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и самоопределению, готовой к творческому интеллектуальному труду, готовой жить в гармонии с собой и окружающим миром, способной также преобразовывать окружающий мир в лучшую сторону;
- Преподавание предмета “Технология” осуществляет преодоление сциентизма (неравномерное развитие полушарий головного мозга), уделяя особое внимание на формирование образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций и чувствам.
Главная цель предмета “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Задачи учебного предмета:
В процессе преподавания предмета “Технология” должны быть решены следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
- обогатить мировосприятие обучающихся, преодолевая сдвиг функциональной асимметрии мозга в сторону большей активности правого полушария.
Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового коллектива гимназии, опыт преподавания предмета “Технология” и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.
Для решения этих задач в содержании предмета “Технология” можно выделить следующие разделы:
- Технология создания изделий из конструкционных и поделочных материалов. Рукоделие, художественные ремёсла, художественная роспись ткани.
- Электротехнические работы. Автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии — использование ПК в управлении технологическими процессами).
- Современное производство и профессиональное самоопределение. Информационные технологии — использование ПК для решения практических задач.
- Компьютерное черчение и графика. Технический рисунок, черчение, оформительско - дизайнерские работы.
- Технология ведения дома. Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.
- Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Математическое моделировании и компьютеры, поиск информации для выполнение проекта с помощью ПК, документное представление проектов
- Производство и окружающая среда. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.
- Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Возможности ведения домашнего хозяйства с использованием ПК, составление справочников, планирование роста предприятия, документооборот.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.
Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и совместную деятельность учащихся.
Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием ПК как инструмента при решении практических задач. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. По 1 ч в неделю в 5-6 классах, по 2часа – 7 классе, по 1часу – 8,9,10 и 11 класс.
Учебно-тематический план
Класс | Часы в неделю | Часы в год | Содержание раздела | Часы по темам | |
Варианты | |||||
I полугодие (1гр/2гр) | II полугодие (1гр/2гр) | ||||
5 | 2\2 2\2 2\2 2\2 |
68 | Технология ведения дома. Технологии обработки ткани Современное производство. Информационные технологии. |
0/10 0/22 34/0 |
10/0 22/0 0/34 |
6 | 2 \2 2\2 2\2 2\2 |
68 | Технологии создания изделий из
конструкционных материалов Технология ведения дома. Художественная обработка ткани. Технология обработки пищевых продуктов Компьютерное черчение и графика Современное производство. Информационные технологии. |
10/0 8/0 10/0 6/0 0/10 0/18 0/6 |
0/10 0/8 0/10 0/6 10/0 18/0 6/0 |
7 | 2/2 2/2 2/2 |
68 | Компьютерное черчение и графика Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение Производство и окружающая среда |
14/14 7/7 18/18 10/10 19/19 |
14/14 7/7 18/18 10/10 19/19 |
8 | 1/1 1/1 1/1 1/1 |
34 | Домашняя экономика и основы
предпринимательства Информационные технологии Электротехника Компьютерное черчение и графика |
5/5 15/15 2/2 12/12 |
5/5 15/15 2/2 12/12 |
9 | 1/1 1/1 1/1 1/1 |
34 | Электротехнические работы. Современное производство и профессиональное самоопределение Информационные технологии. |
4/4 10/10 21/21 |
4/4 10/10 21/21 |
10 | 1/1 1/1 1/1 1/1 |
34 | Основы предпринимательства Информационные технологии (машинное делопроизводство) Основы художественного конструирование сайтов Профессиональное самоопределение |
10/10 12/12 9/9 6/6 |
10/10 12/12 9/9 6/6 |
11 | 1/1 1/1 1/1 1/1 |
34 | Технология проектирования и создания
материальных объектов и услуг Современное производство и профессиональное самоопределение |
20/20
14/14 |
20/20
14/14 |
Содержание курса программы смотри в приложении 1.