Учебный предмет “Музыка” призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.
Но, к сожалению, урок проходит лишь один раз в неделю. И при проведении уроков музыки в 1-2 классе возникает определенная трудность: за неделю дети забывают слова песен, термины, фамилии композиторов. В более старших классах эта проблема решается через записи в тетради необходимых для урока сведений. Но в 1-2 классе такая работа практически невозможна: дети пишут очень медленно, и в моем кабинете-амфитеатре нет для этого условий. Изданные учебники по музыке не всегда совпадают по музыкальному материалу с моими уроками, поэтому и возникла идея создания “Песенника-раскраски” для домашней работы в 1-2 классах.
(Рисунок 1)
Смысл этого учебного пособия заключается не только в том, чтобы служить сборником текстов песен. Многие задания, которые выполняют дети дома, нацелены на сочетание умственной и мелкой моторной работы, что, несомненно, улучшает запоминание. В 1-2 классах дети очень любят рисовать и раскрашивать картинки, и данное пособие дает им возможность совместить любимое занятие с учебной работой. Кроме того, работа в тетради является стимулом и для исполнения песен родителям, и для вокальных импровизаций.
В пособии существуют различные типы заданий:
- разучивание текстов песен с параллельным раскрашиванием картинок к ним,
(Рисунок 2)
- рисование иллюстраций к музыкальным произведениям, услышанным на уроках,
(Рисунок 3)
(Рисунок 4)
- раскрашивание надписей-терминов, требующих запоминания,
- знакомство с портретами композиторов и с краткими сведениями о них (см. Приложение 1).
Во 2 классе к подобным заданиям добавляются:
- письменные ответы,
- рисование штрихами и цветными линиями (при изучении интонаций),
(Рисунок 5)
словарь эмоциональных оттенков (обогащение лексики учащихся при обсуждении музыкальных произведений),
(Рисунок 6)
- “контрольные” задания, в которых учащиеся обобщают свои знания по теме целой четверти (см. Приложение 2).
Данное пособие существует в электронном виде, и в начале каждого года распечатываются листы для каждого ученика. Таким образом, есть возможность каждый год это пособие немного корректировать.
Опыт работы по данному пособию показывает, что дети лучше учат тексты песен и поют их, соответственно, более эмоционально и с большим удовольствием, быстрее запоминают новые термины и фамилии и ярче воспринимают услышанную музыку, так как сопоставляют ее со зрительными образами, созданными собственной фантазией.