Урок по черчению "Сопряжение"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

Образовательная:

Научит правильному построению сопряжения и точному выполнению орнамента.

Развивающая:

Развивать умения и навыки работы с чертежными инструментами.

Интерес к народному творчеству.

Воспитательная:

Воспитать аккуратность, четкость, внимательность, самостоятельность выполнения работы.

Оборудование:

для учителя: план конспект, таблица построения сопряжения, якутские орнаменты, карточки задания.

для учащихся: учебник, формат А4, карандаши, линейки, готовальни, резинки.

План урока:

  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Повторение, проверка домашнего задания – 5 мин.
  3. Инструктаж – 5 мин.
  4. Графическая работа – 20 мин.
  5. Заключительная часть – 8 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

ХОД УРОКА

Организационная часть:

- Здравствуйте, садитесь.

- Кто дежурный? Кого нет в классе? Отмечаю в журнале.

Учитель черчения: Мы проходим тему “Сопряжение”.

- Сейчас проведем повторения.

- Что мы называем сопряжением , какие бывают виды сопряжения?

Учитель технологии: Наш сегодняшний урок, повторение знаний на уроках технологии и изобразительного искусства с орнаментальными мотивами якутского народа.

Орнамент - неотъемлемая часть народного прикладного искусства и изобразительной духовной культуры этноса. Истоки якутского орнамента уходят в седую древность. Орнамент как узорный декор сам по себе самостоятельно не существует. Он был тесно связан с предметным миром, созданный руками человека и первоначально имел магический смысл оберега, талисмана, приносящего удачу и счастье в охотничьих и семейно-брачных культах и обрядах.

В декоре традиционной одежды якуты издревле использовали различные виды орнаментов:

1. Геометрические мотивы в одежде якутов встречаются в украшениях головных уборов, одежды, обуви. Мотивы кружкового орнамента связаны с солярной символикой.

2. Криволинейные мотивы – волн, арочных дуг, скобкообразных фигур. Часто детали орнамента по своим очертаниям напоминает глаза, рога, голову, фигуру животного редко в орнаменты включаются стилизованные изображения отдельных органов животных, отраженные в формах и названиях: таналай ойуу (небо-узор), бюер-ойуу (почка узор), сюрях ойуу (сердце-узор).

В якутской вышивке и аппликации широко распространены сложные растительные, зооморфные, орнитоморфные мотивы и даже элементы стилизованных антропоморфных изображений. Широко использовались узоры в виде фигурных скобок, растительных побегов с ответвлениями, стиральные жгутики лировидные узоры, обогащенные множеством, завитков-отростков. Характерным для якутской вышивки было совмещение мотивов; лировидного с сердцевидным, почковидного с роговидным, роговидного и лировидного с растительным (цветы, бутоны, листья, побеги, отростки и т.д.).

Учитель черчения:

1. Мы повторили виды орнаментов.

2. Графическая работа:

  • вам даны карточки-задания, выполнить орнамент с помощью сопряжения.
  • выполнить понравившийся вам орнамент.

3. Если, кто закончил работу, прошу рассказать и как сделал свой орнамент.

4. Домашнее задание:

  • для девочек, вы проходите на уроке технологии тему орнамент рукавицы.
  • для мальчиков, вы проходите на уроке технологии тему орнамент наличника.
  • выполнить узор или орнамент для этих предметов.

Вывод:

В этом уроке совмещены 2 предмета, урок черчения и урок технологии.

Такие уроки развивают умения, навыки интерес, фантазию, воображения и активность.

Интегративные уроки следует рассматривать как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность и парадоксальность которого требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса.