Цели урока:
Образовательная:
Научит правильному построению сопряжения и точному выполнению орнамента.
Развивающая:
Развивать умения и навыки работы с чертежными инструментами.
Интерес к народному творчеству.
Воспитательная:
Воспитать аккуратность, четкость, внимательность, самостоятельность выполнения работы.
Оборудование:
для учителя: план конспект, таблица построения сопряжения, якутские орнаменты, карточки задания.
для учащихся: учебник, формат А4, карандаши, линейки, готовальни, резинки.
План урока:
- Организационная часть – 5 мин.
- Повторение, проверка домашнего задания – 5 мин.
- Инструктаж – 5 мин.
- Графическая работа – 20 мин.
- Заключительная часть – 8 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
Организационная часть:
- Здравствуйте, садитесь.
- Кто дежурный? Кого нет в классе? Отмечаю в журнале.
Учитель черчения: Мы проходим тему “Сопряжение”.
- Сейчас проведем повторения.
- Что мы называем сопряжением , какие бывают виды сопряжения?
Учитель технологии: Наш сегодняшний урок, повторение знаний на уроках технологии и изобразительного искусства с орнаментальными мотивами якутского народа.
Орнамент - неотъемлемая часть народного прикладного искусства и изобразительной духовной культуры этноса. Истоки якутского орнамента уходят в седую древность. Орнамент как узорный декор сам по себе самостоятельно не существует. Он был тесно связан с предметным миром, созданный руками человека и первоначально имел магический смысл оберега, талисмана, приносящего удачу и счастье в охотничьих и семейно-брачных культах и обрядах.
В декоре традиционной одежды якуты издревле использовали различные виды орнаментов:
1. Геометрические мотивы в одежде якутов встречаются в украшениях головных уборов, одежды, обуви. Мотивы кружкового орнамента связаны с солярной символикой.
2. Криволинейные мотивы – волн, арочных дуг, скобкообразных фигур. Часто детали орнамента по своим очертаниям напоминает глаза, рога, голову, фигуру животного редко в орнаменты включаются стилизованные изображения отдельных органов животных, отраженные в формах и названиях: таналай ойуу (небо-узор), бюер-ойуу (почка узор), сюрях ойуу (сердце-узор).
В якутской вышивке и аппликации широко распространены сложные растительные, зооморфные, орнитоморфные мотивы и даже элементы стилизованных антропоморфных изображений. Широко использовались узоры в виде фигурных скобок, растительных побегов с ответвлениями, стиральные жгутики лировидные узоры, обогащенные множеством, завитков-отростков. Характерным для якутской вышивки было совмещение мотивов; лировидного с сердцевидным, почковидного с роговидным, роговидного и лировидного с растительным (цветы, бутоны, листья, побеги, отростки и т.д.).
Учитель черчения:
1. Мы повторили виды орнаментов.
2. Графическая работа:
- вам даны карточки-задания, выполнить орнамент с помощью сопряжения.
- выполнить понравившийся вам орнамент.
3. Если, кто закончил работу, прошу рассказать и как сделал свой орнамент.
4. Домашнее задание:
- для девочек, вы проходите на уроке технологии тему орнамент рукавицы.
- для мальчиков, вы проходите на уроке технологии тему орнамент наличника.
- выполнить узор или орнамент для этих предметов.
Вывод:
В этом уроке совмещены 2 предмета, урок черчения и урок технологии.
Такие уроки развивают умения, навыки интерес, фантазию, воображения и активность.
Интегративные уроки следует рассматривать как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность и парадоксальность которого требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса.