Самоанализ профессиональной деятельности

Разделы: Биология


Учитель, учись жить в чужом мире - так,
чтобы он стал тебе своим.
Это твой дом и твое призвание
Помни: ему без тебя плохо
Л.С. Айзерман

Моя трудовая деятельность началась в МОУ "СОШ № 18" с 2005 года, так как произошла реструктоизация МОУ "СОШ №22".

Цель моей профессиональной деятельности созвучна с целями работы педагогического коллектива в котором я работаю. Моя роль в реализации программы развития "Школьный маршрут АБ - 18" я вижу в реализации основных идей развития школы. Особенно мне близка идея построения здоровьесберегающей среды в школе. Мной написана и реализована программа предпрофильного курс обучения "Секреты здоровья".

Сегодня, главные заказчики для системы профессиональной подготовки это родители, т.к. и подготовка к поступлению и само обучение стоят немало. Поэтому при выборе профиля профессиональной подготовки необходимо учитывать и профессиональную направленность и способности ребенка, такой выбор, который не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет ему реализовать собственные намерения.

Данная программа была направлен на Всероссийский конкурс педагогов "Образование: взгляд в будущее" конкурс проводит Общероссийская организация Малая академия наук "Интеллект будущего" г. Обнинск. Получен Диплом Лауреата и Благодарственное письмо Малой Академии Наук (февраль 2008г.) Программа представлена в центральной печати - издательский дом "Первое Сентября", "Биология" № 15 август 2007г.

Считаю, что в основе успешного обучения и воспитания всегда лежит учет индивидуальных особенностей. Без учета особенностей личности, направленности, интеллекта невозможно эффективно обучать и воспитывать, помочь каждому ученику реализовать личностный социальный и интеллектуальный потенциал.

Поддерживаю на уроках доброжелательные и деловые отношения.

"Точным началом урока учитель заслуживает уважение, точное окончание - любовь своих учеников - педагогическая мудрость. Настойчиво побуждаю к активности всех учащихся класса, предлагая вопросы, задания, побуждающие к действию:

  • "Найдите, различие между организмами:"
  • "Подумайте, с помощью каких средств:"
  • "Объясните, какие действия, функции:"

Регламентирую временем выполнение самостоятельной работы по заданиям на уроке. В каждой ситуации стремлюсь сохранять доброжелательное отношение к каждому ученику. А если критикую ученика, то убеждаю и нацеливаю на изменение в его поведении. В обращении к ученикам стараюсь называть по имени, а старшеклассников на "Вы" и по имени.

Главное - активно действовать, не упускать мелочей, добиваться ежедневного хоть небольшого, но позитивного результата в своей работе. Для эффективного использования времени детей и моего как педагога на уроке и вне его я использую различные педагогические технологии и приемы обучения: Технология критического мышления на основе чтения и письма. Используя данную технологию, я учу школьников эффективно читать и писать. Вдумчивое, продуктивное чтение, анализ, ранжировка по значимости, запись прочитанного - это эффективное чтение. Рефлексия - размышление о тех новых сведениях, которые ученик получил, прирастил. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

В рамках образовательного процесса я практикую с учащимися 8 классов обобщающие уроки, направленные на формирование понятия "здоровья" как главной ценности:

"Здоровье человека и общества", "Первая помощь при кровотечениях", "Гигиена воздуха", "Первая помощь при нарушениях дыхания", "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний", "Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения".

Активно веду пропаганду "Здорового образа жизни" через личный пример (более 5 лет делаю утренние пробежки, посещаю спортзал), через конкурсы с разнообразной тематикой: "Брось сигарету!", "Чистые легкие", "Выключи сотовый в школе!", "Жевательная резинка - или здоровый желудок:", выпускаются газеты, плакаты, листовки. Практикуем прогулки и экскурсии в природу, следим за чистотой пришкольного участка и прилегающей территории, за чистотой своей речи, культурой поведения и общения.

Для уроков ученики готовят дополнительно сообщения, рефераты, научные исследования, что вписывается в рамки технологии исследовательского проекта.

В 9 классах параллельно изучению биологии "Общие закономерности" изучается предмет экология. Есть возможность использовать интегрировано-дифференцированный подход в обучении.

Так раздел "Взаимоотношения организма и среды" из курса биологии и главы "Антропогенное воздействие на биосферу" и "Окружающая среда и здоровье человека" из курса экологии интегрирую, это дает возможность углубления знаний, возможность привнести дополнительный материал по краеведению, дифференцированный возрасту и интересам учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии и личностно - ориентированный подход в обучении.

Новое поколение выбирает современные информационные технологии и с желанием использует компьютер в современной работе.

В 2006 году ученик Молотков Костя, на экзамене по биологии в 11 классе представил презентацию, разработанную в программе МS Power Point "Исчезнет ли человек как вид?" на носителе СД.

В 2008 году учащаяся 9 класса Капралова Мария на экзамене по экологии представила презентацию: "Глобальные экологические проблемы человечества", которую успешно защитила.

В 2005 году я выпустила из стен школы свой 11 "А" - 17 великолепных ребят, со 100% успеваемостью и 84% качеством знаний. Два ученика Фомкина Т. и Кузнецов В. окончили школу с Похвальными листами.

В 2007-2008 учебном году преподавала биологию в 6, 7, 8 классах - 150 учащихся и экологию Алтайского края в 5, 6, 9 классах - 219 учащихся

  • успеваемость -100%
  • качество знаний - 70%
  • СОУ - 65%

Планомерная, целенаправленная работа в области экологии и биологии и экологии дает результаты: на протяжении последних лет ученики 9 - 11классов выбирают в качестве выпускного экзамена биологию и экологию.

  • В 2006 году экзамен по биологии 11 класс сдавали 7 учащихся - успеваемость 100%, качество знаний 100%.
  • В 2007 году экзамен по экологии 9 класс успеваемость 100 %, качество знаний 70,15%.
  • В 2008 году экзамен по экологии 9 класс сдавали 23 ученика из 81, успеваемость 100%, качество знаний 72,2%.

В нашей школе ежегодно проводится интеллектуальный марафон, более 600 учащихся дифференцированно возрасту, проверяют свои знания по 7 направлениям, одно из которых - естествознание.

Ежегодно проводятся декады естественных наук. Методические разработки, которые были использованы во время проведения декады 2006 года, были направлены на конкурс "Опыт педагогов края по организации и проведению тематической недели натуралистического направления в образовательном учреждении" в АКДЭЦ (январь 2007г). Эта работа отмечена Диплом за второе место в краевом конкурсе методических материалов от Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

В 2006 учебном году учащиеся 5 классов: Колотова Н., Сорочинская Ю., Табакаева О. приняли участие в краевом заочном экологическом марафоне "Мы и природа". В 2007 учебном году учащиеся 5 классов: Кошкарова Т., Мартемьянова Е., Попова Т. участвовали в краевом общественном движении " Сохраним Биосферу". По итогам марафона ученики получили Дипломы и Свидетельства участников.

Мы принимаем участие в интеллектуальных краевых заочных конкурсах: "Помоги себе сам", "Цвети Земля", "Тайна комнатных растений" - участие в них формирует экологическую культуру и навыки выражения нравственного отношения к природе.

Участие в творческих конкурсах: "Загадочный мир природы" и "Чудеса удивительного мира природы" воспитывают экологическую культуру, развивают, чувство красоты, умение видеть, понимать, беречь природу.

Работая над темой самообразования "Секреты здоровья", интегрирую образовательный и оздоровительный процессы в школе, внедряю систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.

Ученики среднего звена, обычно очень шумные, часто лишены самоконтроля, быстро утомляются, поэтому я практикую организационную физкультминутку в начале урока, а если урок предполагает пассивный ритм работы, то и во время работы. Физкультминутки обычно состоят из 10 упражнений (повторяем 2-3 раза). Разминка и растяжка позвоночника, активизация работы мышц конечностей, регуляция зрительного анализатора и другие на физкультразминки - уходит не более 3 минут времени, но ученики после них, становятся спокойными, могут активно участвовать в изучении программного материала. Что самое удивительное, самые шумные ученики вызываются проводить эти разминки. Успешность в обучении напрямую зависит от дисциплины и внимания учащихся. Сейчас в классах по 25 и более учащихся, это обязывает учителя тщательно продумывать все этапы урока, чтобы добиться высокой мыслительной деятельности, активного познавательного труда большинства учащихся.

Стремлюсь приобщать учащихся к активному обучению, развивать их учебно-познавательные умения и навыки, научить их учиться говорить, видеть и слушать, чтобы лучше усвоить программный материал, учитывая то, что каждому возрасту соответствуют определенные психические новообразования.

Продумываю и реализую взаимосвязи с другими видами деятельности: руковожу летней практикой школьников, выращиваем посадочный материал для пришкольного участка, проводим озеленение и благоустройство школьного двора. Систематически осуществляем контроль "Экологический десант". Сотрудничаем с ДЭБЦ (детский эколого-биологический центр), посещаем и принимаем активное участие во всех мероприятиях и лекториях, которые проводятся для учащихся школ города.

Владею диагностическими методами исследования психологических особенностей учащихся через индивидуальное общение, анкетирование, тестирование.

Результаты исследований позволяют найти индивидуальный подход к каждому ученику, привить интерес к предмету. С этой целью на каждом уроке использую наглядность, дополнительную литературу, ТСО, практикую экскурсии в природу, особое внимание уделяю внеклассным мероприятиям.

Я стараюсь воспитать у учащихся оптимизм, тактично и ненавязчиво, где шуткой, где словом или взглядом; воспитывать у них внутреннюю культуру, умение сдерживать разбушевавшиеся эмоции, умению общаться.

Мои ученики владеют биолого-экологическим языком понятий. Они могут распознавать органы и системы органов, объяснять связь органов и систем. Ребята прослеживают взаимосвязи строения и функций, выявляют приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе, объясняют вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, соблюдения правил и норм гигиены. Они самостоятельно работают со всеми компонентами учебника, составляют конспекты, рефераты, научно-популярные статьи, готовят и делают сообщения, имеют практические навыки работы с определителями, увеличительными приборами, проводят собственные презентации.

Систематически проводятся природоохранные мероприятия, прививаются учащимся навыки трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Важно понимать, что в условиях рыночной экономики определяющим фактором становится не столько профессиональное образование, сколько процесс формирования личности профессионала.

Порой знаний ученикам для участия в городской олимпиаде бывает недостаточно. Провожу индивидуальную подготовку учеников, разбираем задания предыдущих олимпиад по экологии и биологии.

Результаты городских олимпиад

  • 2004 г.
    • Фомкина Т. ученица 11 класса заняла 1 место в городской олимпиаде по экологии.
  • 2006 г.
    • Непомнящая Г. ученица 11 класса заняла 7 место в городской олимпиаде по экологии.
    • Стародубцева Е. ученица 10 класса заняла 4 место в городской олимпиаде по экологии.
    • Охорзина И. Ученица 9 класса заняла 2 место в городской олимпиаде олимпиаде по экологии.
  • 2007 г.
    • Стародубцева Е. ученица 11 класса заняла 2 место в городской олимпиаде по экологии.
    • Охорзина И. ученица 10 класса заняла 6 место в городской олимпиаде олимпиаде по экологии.
    • Капралова М. ученица 9 класса заняла 4 место в городской олимпиаде по экологии.
  • 2008 г.
    • Богданова Н.ученица 9 класса заняла 3 место в городской олимпиаде по экологии.

Я работаю и живу на микрорайоне, где традиционно школа тесно связана с родителями и общественностью, поэтому информация о достижениях их детей доносится индивидуально, на родительских собраниях, малых консилиумах, через СМИ.

Все люди во всяком возрасте ученики и учителя. Публикации.

  1. Напечатаны мои очередные статьи в журнале "Биология" № 23 , декабрь 2006г. Москва. Дидактический материал к уроку "Хозяйственное значение рыб".
  2. Статья в журнале "Биология № 15 , август 2007г. Москва. Предпрофильный курс обучения "Секреты здоровья".
  3. Направлен материал на Всероссийский конкурс педагогов ноябрь 2008г.
  4. Статья "Роль обобщающих уроков в системе работы дифференцирования знаний с интеграцией регионального компонента" - в печати.

В прошедшем учебном году награждена дипломом за 1 место во внутришкольном конкурсе "Ступени Мастерства", номинация "Мастер традиции".

Получила благодарность МУ "Комитета администрации г. Бийска по образованию" за подготовку призера городской олимпиады по экологии среди учащихся 11 классов.

Получила свидетельство участника краевого конкурса методических материалов "Экология Алтайского края" г. Барнаул.

Диплом Лауреата и Благодарственное письмо Всероссийского конкурса педагогов "Образование: взгляд в будущее". Обнинск, февраль

В 2007 - 2008 учебном году ученики моего класса участвовали в городском семинаре заместителей директоров школ по воспитательной работе на тему: "Гражданско-правовое воспитание", проводили мероприятие - Устный журнал " Я - гражданин России".

Класс награжден грамотой за 3 место в городском конкурсе "Вперед, мальчишки! " Награжден Благодарственным письмом за участие в фестивале детского творчества " Я и вся моя семья", проходящем в рамках Недели детской и юношеской книги, посвященной Году семьи.

Свои отношения с коллегами я выстраиваю многопланово:

Кроме методического объединения в школе я поддерживаю связь с учителями города.

С 2001 года по настоящий момент руковожу городским методическим объединением учителей Экологии. По итогам 2006 года экологическая работа, под руководством Комитета образования города Бийска, была признана лучшей в крае, и награждена премией. В этой работе немалое место занимает деятельность ГМО учителей экологии.

С2001 года по 2008гг являлась членом городской аттестационной комиссии учителей Биологии.

С 2005 года по 2008гг являлась членом циклической комиссии на городском конкурсе "Учитель года".

В 2008 году - председатель жюри городской олимпиады по экологии.

Преподаю биологию и экологию в школе 20 лет, с 1999 года учитель высшей категории. В 2005 году окончила курсы в ЗАО "Учебно-консультационном центре" г. Бийска по профессии пользователь ПЭВМ. В 2007 году окончила курсы повышения квалификации "Педагогическая поддержка предпрофильного и профильного обучения", удостоверение № 82545 при БФ АКИПКРО. В 2008 году прослушала курс лекций по проблеме "Методическое обеспечение экологического образования на современном этапе" при БФ АКИПКРО, курс лекций и практических занятий "Изучение информационно - компьюторных технологий" в Бийском Лицее.

В дальнейшем планирую в своей профессиональной деятельности привлекать ИКТ; распространить накопленный опыт среди учителей других предметов; опубликовать наиболее удачные работы в центральных издательствах.