Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с экологическими группами птиц, особенностями их образа жизни, строения, питания, размножения, приспособлениями.
- Развивающие: научить выделять главное в изучаемом материале, устанавливать соответствие между строением, питанием, местообитанием птиц.
- Воспитательные: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны птиц (экологическое воспитание), обращать внимание на гармонию в природе (эстетическое воспитание), учить работать в группах.
Оборудование:
- Иллюстрации птиц разных экологических групп.
- Кроссворды (5шт.)
- Маршрутные листы (5 шт.)
- Рисунки: а) гнезда птиц; б) части тела разных птиц; в) птенцы разных птиц.
- Таблички с названиями экологических групп птиц.(для каждой группы)
- Таблички с названием остановок.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя
Я приглашаю Вас совершить экскурсию в город «Птицеград» с целью знакомства с многообразием птиц.
Всех птиц можно разделить на экологические группы:
- По месту гнездования (кроногнездовые, кустарниковые, наземногнездящие, дуплогнездящие, норники);
- По способу питания (хищные, кормящиеся в воздухе);
- По типу питания (растительноядные, насекомоядные, всеядные, падалееды);
- По месту обитания (птицы леса, птицы побережий, птицы открытых пространств, водоплавающие).
В нашем городе «Птицеграде» обитают птицы всех экологических групп.
5 групп – орнитологов отправляются к местам обитания птиц разных экологических групп с целью знакомства с ними. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.
Группы:
- Птицы леса.
- Водоплавающие птицы.
- Птицы побережий и болот.
- Птицы открытых пространств.
- Хищники и птицы, кормящиеся в воздухе.
II. Самостоятельная работа с учебником. (5 мин.)
Цель: собрать информацию о птицах своей группы птиц.( работа с учебником)
(работают под музыку - пение птиц)
III. Выполнение и обсуждение заданий.
(см. маршрутные листы) Приложение №1
Задание 1.
Из списка птиц выбрать тех, которые относятся к вашей экологической группе.
- серая цапля
- орел
- рябчик
- тетерев
- дятел
- дрофа
- утка-кряква
- поползень
- гусь
- ястреб
- стриж
- аист
- ласточка
- лебедь
- клест
- синица
- черный журавль
- сова
- фламинго
- кулик
- филин
Остановка «Птичья столовая».
Задание: Перед вами «меню» для птиц.
Выберите пищу для птиц вашей группы.
Расскажите, чем питаются ваши птицы, где добывают пищу, какие приспособления есть к этому.
Меню: рыба, черви, семена растений, мыши, лягушки, моллюски, насекомые, растения, орехи, ящерицы, ягоды, черепахи, плоды.
Остановка «Птичий аэропорт».
Задание: Кто из ваших птиц осенью отправляется в теплые края, почему?
Назовите перелётных птиц. Есть ли среди них оседлые?
Остановка «Литературная минутка»
Существует много стихов, примет, загадок, пословиц, связанных с птицами.
Задание:
1 группе: Прочитайте стихотворение.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли
Улетают, улетели,
Улетели журавли.Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел
Аист крыльями полощет
Улетает, улетел.Лист качается узорный
В синей луже на воде
Ходит грач с грачихой черной
В огороде, на грядеОсыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи
Улетают, улетели
Улетели и грачи. (Благинина)
2 группе: объясните примету: «Как с гуся вода».
3 группе: отгадайте загадку:
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
4 группе: вспомните загадки про птиц из вашей группы.
5 группе: соберите рассыпавшуюся примету и объясните её.
(ласточки летают низко – к дождю)
Остановка «Бюро находок» - есть в городе «Птицеград». Здесь находятся «потерянные» крылья, клювы, ноги, лапы, головы, хвосты, птенцы. (рисунки).
Задание:
Помогите своим птицам – растеряхам их отыскать и вернуть. Приложение№2
Остановка «Скворецжилстрой»
Задание: помогите выбрать своим птицам «дома».
(на рисунках: гнезда дятла, утки, аиста, ласточки, орла, скворечник).
Остановка «Поляна кроссвордов»
Задание:
Каждой группе отгадать кроссворд про птиц.
Остановка «Клуб почемучек»
Задание: сформулируйте вопрос о птицах, который вас интересуют, задайте его или составьте тест.
Вывод по экскурсии.
Задание: сформулируйте выводы, вставив пропущенные слова, зачитайте его.
Итог урока. Выставление и комментирование оценок.