Часть1
На экране появляются слова и читаются вслух:
Ничто не вечно под луной, никто не вечен, и
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи.
И станьте чуточку добрей и человечней –
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи…
Исполняется танец разновозрастной группы детей и песня “Мой мир” муз. Сушко В., слова Платиница Н.
В свой неугомонный 21 век,
В свой быстролетящий 21 век,
В свой технологичный 21 век
Какой ты, современный человек?!
Вопрос застал меня врасплох,
Не сразу подберу ответа.
Какой я? Маленький пока, но вот годок
И буду близким другом Интернета.
Какая я? Пожалуй, неплохая.
Хожу на танцы и уроки все учу.
С утра до ночи занята я.
Сейчас здесь выступлю и дальше полечу.
Мы все спешим за чудесами,
Внедряем, реформируем, творим.
Мы покоряем космос и штурмуем океаны,
И жить торопимся, и чувствовать спешим.
-Спешим, бежим, летим, порой не замечая
Ни боли ближнего, ни сделки с совестью своей.
Такое впечатление, что все мы из металла.
И чем прочней металл, тем жёстче он и холодней.
А если так, то где ж Достоинство, Честь, Верность, Доброта?!
Ведь наши души так нуждаются и в свете и в уюте.
Скажите мне, что же такое Красота
И почему её обожествляют люди?!
Часть 2.
Звучит Полонез. Пары детей 4–5-х классов заполняют зал: на сцене 2 пары старшеклассников и 3 пары младших школьников, перед сценой, в проходах зала – остальные танцующие участники. Дети красиво одеты, танцуют полонез. Музыка затихает, все замирают, звучат строки в исполнении детей на сцене.
4-классник:
Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
4-классница:
Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлёт мне прощение за прегрешенья…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
5-классники:
Пока земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
мудрому дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег… и не забудь про меня.
Пока земля ещё вертится – Господи, твоя власть! –
Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому, Хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние… И не забудь про меня.
10-классники:
- Я знаю: ты всё умеешь. Я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами, не ведая, что творим!
- Господи мой Боже, Зеленоглазый мой!
Пока Земля ещё вертится, И это ей странно самой,
Пока ей ещё хватает времени и огня,
Дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня.
Звучит фоновая музыка, дети покидают зал.
Часть 3.
Выходят 9-классники, на экране – корабль с алыми парусами. Звучит музыка.
- Только ею, только Любовью, держится и движется жизнь…
- Что такое Любовь? Почему её обожествляют люди?
- Думаю, Любовь – это ещё одна прекрасная грань в человеке, она способна творить чудеса…
- Да, она делает нас лучше. Надо только научиться любить. Помнишь Алые паруса?!
Инсценирование по повести А. Грина “Алые паруса”.
Автор-девушка: Не раз, волнуясь и робея, Ассоль уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьёзно высматривала корабль с алыми парусами.
Ассоль: В моей жизни было много скуки и простоты. Надо мной посмеивались, говоря: “Она тронутая, не в себе”. Я привыкла к этой боли. Случалось даже переносить оскорбления, после чего грудь ныла, как от удара.
Автор-девушка: Но она продолжала верить словам Эгля, что однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны. К ней приплывёт храбрый красивый принц, протянет руки и скажет: “Здравствуй, Ассоль!”.
Автор-юноша: А он, Грэй, жил в своём мире. Опасность, риск, мелькающая любовь, цветущая свиданиями и разлукой, манили его романтическую душу. Узнав историю Ассоль, он твёрдо решил.
Грэй: Мне нужны алые паруса, чтобы ещё издали, как условлено с нею, она заметила нас.
Автор-юноша: Матросы в недоумении смотрели на своего капитана.
Грэй: Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Есть на свете не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.
Автор-девушка: Был белый утренний час. Ассоль вздрогнула, откинулась, замерла с головокружительно падающим сердцем.
Ассоль: Смотрите, там, на синей морской глади белый корабль с алыми парусами!
Автор-девушка: Смертельно боясь всего – ошибки, недоразумений, таинственной и вредной помехи - она вбежала по пояс в тёплое колыхание волн и закричала…
Ассоль: Я здесь, я здесь! Это я!
Автор-юноша: Весло резко плеснуло вблизи неё, Грэй нагнулся и поднял из воды мокрую драгоценность.
Автор-девушка: Ассоль зажмурилась, затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась и, запыхавшись, сказала…
Ассоль: Совершенно такой.
Грэй: И ты тоже, дитя моё! Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?
Автор-девушка: Она кивнула ему. Счастье сидело в ней пушистым котёнком.
Автор-юноша: Грэй взял её руки и посмотрел девушке в глаза. В них было всё лучшее человека. Алые паруса, такая далёкая мечта, стала счастливой явью, помогая струнам сердца говорить волшебным неземным голосом…
Фрагмент фильма “Алые паруса” (корабль уплывает вдаль, последние сцены).
Чудеса своими руками сделали Ассоль и Грэй. А мы… Стремимся ли мы сами быть отзывчивее, внимательнее, а значит, и красивее?!
Танцевальная зарисовка “Свидание”. Исполняет хореографическая пара. Сценка учащихся 7-х классов. А.Вампилов “Первое свидание”.
Да, рыцарские времена, может, и прошли, но порядочность, совестливость должны быть всегда. Они свидетельство живой человеческой души.
Давайте говорить друг другу комплименты…
Песня Б.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Часть 4.
Звуки взрывающихся снарядов. На сцену выбегают девушки в военной форме. Инсценирование страниц по повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”
-Боец Евгения Комелькова в ваше распоряжение…
Девушки окружили Женьку:
- Женька, ты русалка!
- Женька, у тебя кожа прозрачная!
- Женька, с тебя скульптуру лепить!
- Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на чёрном бархате…
- Красивая, - поправила осторожно Рита. – Красивые редко счастливыми бывают.
Васков: Стройте людей.
- Построены, товарищ старшина.
- Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! Вольно…
- Женя, Галя, Лиза…
- Погоди, Осянина! Немцев идём ловить, не рыбу.Так чтоб хоть стрелять умели, что ли.
- Умеют.
- Да, вот ещё. Может, кто немецкий знает?
- Я знаю, - пискляво говорит Гурвич Соня.
- Что я? Что такое – я? Докладывать надо!
- Боец Гурвич.
- Ох-хо-хо! Как по-ихнему – руки вверх?
- Хенде хох.
- Точно. Ну давай, Гурвич. Итак, Осянина, говоришь, немцы прошли к шоссе?.. А чего ты в лесу в четыре утра делала?
- Просто по ночным делам, - пояснила Осянина.
- Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.
- Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идёт и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идёт, значит, сам боится. Но близко не подпускайте. Если дорога попадётся, как надо действовать?
- Знаем. Одна – справа, другая – слева.
- Скрытно. В случае обнаружения противника или чего непонятного… Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может? (захихикали).
- Я серьёзно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.
- Я умею, - робко сказала Гурвич. – По-ослиному. И-а! И-а!
- Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.
Пытаются подражать уткам, крякают.
- Идём на Вопь-озеро. Всё понятно, товарищи бойцы?
- Понятно…
- Готовы?
- Готовы.
- Заместителем на всё время операции назначаю младшего сержанта Осянину. Сигналы напоминаю: два кряка – внимание, вижу противника. Три кряка – все ко мне. (Засмеялись). Головной дозор, шагом марш!
Маршируют. Слышатся выстрелы. Девушки замирают, располагаясь в разных местах сцены. Среди них появляются наши современницы, оглядываясь на героинь, они произносят слова:
… И погибли все: Лиза Бричкина утонула в болоте, Соня Гурвич и Галя Четвертак – в перестрелке, Женька Комелькова отводила немцев, Рита Осянина была смертельно ранена. А ведь могли они детишек нарожать, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества… Нет, будет ниточка: красивые, сильные духом люди не забываются…
-Долг и Честь. Они спутники Красоты.
Память – нить всех времён человечества.
Красота души – это ростки Доброты,
Что слагаются в гордое слово Отечество!
-И погаснут миры, и возникнут миры,
Но одно неизменно:
Мы состаримся, мы будем жить до поры,
А они будут вечно!
На экране фрагмент фильма “А зори здесь тихие”, последние кадры: Васков приходит на могилу девушек с сыном Риты Осяниной, идут портреты девушек, но без звука фильма. На фоне кадров звучит песня “А я всё помню этот день” музыка Я. Дубравина, слова А.Чепурова.
Исполняет трио юношей.
Часть 5.
Монтаж исполняют трое чтецов разного возраста.
- Чувство собственного достоинства –
Вот загадочный инструмент:
Созидается он столетьями,
А утрачивается в момент.
Под гармошку ли, под бомбёжку ли,
Под красивую болтовню,
Иссушается, разрушается,
Сокрушается на корню.
- Чувство собственного достоинства –
Вот загадочная стезя,
На которой разбиться запросто,
Но обратно свернуть нельзя,
Потому что без промедления,
Вдохновенный, чистый, живой,
Растворится, в пыль превратится
Человеческий образ твой.
- Чувство собственного достоинства –
Это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи, -
Боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили,
Кроме этого, ничего
Не придумало человечество
Для спасения своего. (Б.Окуджава.)
- Достоинство, а ещё Доброта… чтобы в душе горел свет. Доброта – Божий дар, она светит первой.
В 19 веке во многих семьях хранились списки, называвшиеся “Наши благодетели” и передаваемые по наследству. Каждое поколение добавляло в них новые имена, и первыми стояли имена родителей.
Исполняется песня “Помолимся за родителей, за ангелов наших хранителей…” авторы Ирина и Сосо Павлиашвили. Во время исполнения: на экране фотографии детей с родителями, на последнем куплете хореографическая зарисовка с маленькими ангелами-хранителями, у детей свечи.
Часть 6.
Литературная композиция по стихотворениям разных авторов.
1.- В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть ещё: Совесть, Честь…2.- Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы бед избежали.
И это не просто слова! (А.Яшин)3.- Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь –
Оказывается, “совесть –
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго”.1.- Но как же быть, когда идёт игра,
Партнёры лгут, блефуют, кто как может,
И для победы правды и добра
Тебе солгать необходимо тоже –
И как же быть тогда?3.- Я понимаю…Я только говорю, что совесть –
Это нравственная категория…5.- Но как же быть, когда идёт борьба
За идеал и лучшие надежды?
Ну а в борьбе нельзя без топора,
А где топор – там щепки неизбежны.
И как же быть?3.- Да-да, конечно… Я только говорю, что совесть –
Это нравственная категория…6.- Но если все охвачены одним
Безумием – не на день, а на годы?
Идёт потоп – и он неудержим
И увлекает целые народы!5.- Так что же может слабый человек
В кошмаре, чей предел непредсказуем?
Что может он, когда безумен век?
И кто виновен в том, что век безумен?
- Кого судить?
- Кому судить?
- За что судить?3.- Я не знаю… Я только знаю, что совесть –
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго! (Ю.Ким “Диалог о совести”)- Свет изначально праведнее мглы.
Пускай сегодня больно нам и жёстко –
Такое время: острые углы
Повыперли, как рёбра у подростка.
- Не в том резон, что умолкает медь,
Когда приходит истина нагая,
Как трудно вновь учиться быть и сметь,
В самом себе раба превозмогая!
- Не отступай, Над истиной потей,
Пойми, что нет всему единой меры
Во избежанье худшей из потерь –
Потеря веры. (В Кирюшин)- И тот, кто веком этим умудрён,
И тот, кто в нём не понял и полслова, -
Мы станем ждать на стыке двух времён
Великого, высокого, земного…
- А в январе всё так же будет снег,
На все снега январские похожий….
Промолвит кто-то: “Был ужасный век!” –
А кто-то скажет: “Век прекрасный прожит!” (Е.Обоймина)- Ничто не вечно под луной, никто не вечен.
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи.
- Станьте чуточку добрей и человечней
В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи!..
На сцену постепенно выходят все участники программы. Вокальная группа лицея запевает, все вместе подхватывают припев песни “Прощальная – концертная”, музыка С.Ведерникова , слова Ю.Богачёва.