Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов компьютеров, либо на экран посредством проектора.
На уроках технологии часто используется разнообразный текстовый и графический материал. Нет необходимости листать учебник, книгу, документ. В файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.
Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания.
Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.
Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.).
Наиболее подходящим для этих целей средством оказалась программа создания электронных презентаций Microsoft Power Point, входящая в состав пакета Microsoft Office. Сначала на основе данного приложения создаются отдельные компоненты, используемые на уроке, например:
- информационно-иллюстративные презентации (приложение №1)
- презентации-тесты и презентации-викторины, построенные по принципу выбора правильного ответа на поставленный вопрос из нескольких представленных вариантов, где варианты ответов являются гиперссылками на файлы (звуковые, анимационные), являющиеся индикаторами правильности выбранного варианта ответа; (приложение №2)
- комбинированные презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный материал и контрольные упражнения (тесты) по нему
Следующий этап использования приложения Power Point – представить весь учебный курс как единую презентацию с использованием гиперссылок, с целью обобщения и закрепления изученного материала, а также проверки знаний.
В настоящее время в школе большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. При оценке проекта важную роль играет уровень его защиты, в том числе умение использовать наглядный материал. Наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого проекта позволяют компьютерные презентации. Они предназначены специально для сопровождения сообщения показом материалов на большом экране или на мониторе компьютера. Такие презентации учащиеся могут создавать при помощи всё с той же программы Power Point (приложение №3)
Среди несомненных достоинств использования программы Power Point является:
- исключительная простота и самые широкие возможности редактирования, что позволяет легко изменять дизайн, структуру и содержание презентации вплоть до полной замены всего содержания, - это позволяет использовать готовую презентацию одного курса как основу для быстрого создания презентаций по любому предмету;
- большие возможности в области интернет-технологий, позволяющие, сохранив презентацию учебного курса как веб-страницу или веб-архив, опубликовать ее в интернете, сделав доступной для других заинтересованных пользователей как для индивидуальной, так и для совместной работы;
- стимулирование активной деятельности учащихся не только на уроке, но и на этапе подготовки учебного материала.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности труда.
- Установление межпредметных связей с информатикой.
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и технологии.
- Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, обращает огромное внимание отбору и подаче учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от технологии, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
- Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, они привыкли видеть в компьютере дорогую, увлекательную игрушку. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание технологического материала и помочь учащимся в его освоении.