Урок геометрии в 11-м классе по теме "Цилиндр"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


При правильном техническом и эстетическом использовании интерактивной доски на уроках геометрии, а так же элементов игровой технологии обеспечивается эффективность обучения за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических средств и интенсивных методов обучения хотят привлечь внимание учащихся, облегчить усвоения материала, повысить интерес к предмету, а вследствие этого посещаемость и успеваемость.

Вид урока: Повторительно-обобщающий с применением элементов математического боя.

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Цилиндр»;
  • обобщить материал по данной теме как систему знаний.

Развивающие:

  • развивать пространственное мышление;
  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать умение объяснять, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные:

  • создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Подготовительный этап:

  1. Все учащиеся класса делятся на 4 группы по 6 человек в каждой.
  2. Каждая группа готовит (либо придумывают сами, либо находят в любом источнике) одну интересную задачу по теме цилиндр и презентацию ее решения.
  3. Расставляются парты для работы по группам.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • сканер.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель объясняет, в какой форме будет проходить урок и правила игры «Математического боя».

Экспертная группа, состоящая из присутствующих гостей, на каждом этапе урока оценивает каждого ученика и выводит средний балл группе.

2. Фронтальный опрос.

Учитель проводит опрос с использованием интерактивной доски (функция «шторка»)

Эксперты озвучивают результаты фронтального опроса.

3. Решение задач.

Каждая команда получает 6 задач по теме «Цилиндр». На их решение отводится 10 минут. Решение должно быть аккуратным, так как оно будет сканироваться, и проектироваться на интерактивную доску.

Задачи:

  1. Радиус цилиндра равен 10 см. Сечение, параллельное оси цилиндра и удаленное от нее на 8 см, имеет форму квадрата. Найдите площадь сечения.
  2. Диагональ осевого сечения цилиндра равна 8 дм и составляет с образующей угол 600. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
  3. Прямоугольник вращается вокруг одной из своих сторон, равной 5 см. Площадь боковой поверхности цилиндра, полученного при вращении, равна . Найдите площадь прямоугольника.
  4. Хорда нижнего основания цилиндра удалена от центра нижнего основания на см и отсекает от окружности основания дугу в 600. Отрезок, соединяющий центр верхнего основания с одним из концов данной хорды, образует с осью цилиндра угол 450. Найдите площадь осевого сечения цилиндра.
  5. Отношение площади боковой поверхности цилиндра и суммы площадей его оснований равно 0,6. Найдите площадь полной поверхности цилиндра, если площадь осевого сечения равна 30 дм2.
  6. Параллельно оси цилиндра проведена плоскость, отсекающая от окружности основания дугу . Диагональ полученного сечения равна  и образует с плоскостью основания цилиндра угол . Найдите площадь полной поверхности цилиндра.

Группа, которая является лидером после первого этапа, бросает вызов другой команде и обсуждение выбранной задачи и всех других задач происходит по правилам «Математического боя».

После обсуждения всех задач эксперты озвучивают результаты этого этапа.

4. Гимнастика для глаз.

Презентация домашней задачи.

Представитель из каждой команды представляет задачу своей команды и её решение. Остальные внимательно слушают и задают вопросы, которые также оцениваются экспертами.

Эксперты озвучивают результаты за домашнее задание и общий результат.

6. Подведение итогов.

Каждый ученик получает оценку за урок, которую выставили эксперты. И члены группы – лидера получают дополнительную оценку.

7. Рефлексия.

Каждый ученик вычисляет показатель интереса.

Кажущееся время урока делит на истинное время. Если получившееся число равно 1 или близко к 1 –  это норма, урок прошел с интересом для учащихся.