Историческая игра "Умники и умницы" для учащихся 7, 10–11-х классов по теме "Великие правители на троне"

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: умники и умницы


Учитель:

Здравствуйте. Сегодня наша игра посвящена теме: “Великие правители на троне”. В игре участвуют персонажи: Екатерина Первая и Петр Первый.

Представление Ареопага, секретаря игры.

Я обращаюсь к теоретикам. Эта игра потребует от вас знания исторических терминов, дат, умения устанавливать связи между историческими явлениями, делать определенные выводы, приводить доказательства, ориентироваться в деталях различных эпох.

Главная цель игры – обобщить ваши знания по эпохе Петра Великого и Екатерины Великой.

Правила игры.

Все вы сейчас присутствующие на игре – теоретики. Тот, кто правильно отвечает на вопрос, получает орден шелкового умника. Кто первым отвечает на 2 вопроса – участник агона.

На красной дорожке ошибаться нельзя.
На жёлтой – можно ошибиться один раз.
На зелёной – можно ошибиться 2 раза.

Но победит тот, кто правильно ответит первым на 2 вопроса. Всего агонов будет 3, финальный – 4.

К игре Вам была рекомендована литература (представлена на выставке).

Вопросы для выбора участников 1 агона.

Что означает дата 1773-1775 г. (Крестьянская война 1773 – 1775 года)
Назовите годы царствования Екатерины II (1762 -1796 г.г.)
В каком году был создан Сенат? (1711 год)

Выбор дорожки.

За одну минуту перечислить значения победы в Северной войне.

  • Включение в состав России (Эстонии, Литвы, Ингерманландии).
  • Утверждено влияние России на Балтике.
  • Потеря России постоянного выхода к Азовскому морю.
  • Провозглашение России империей.

I Агон

В. Прослушайте отрывок и ответьте на вопрос, что это за документ:

“Сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства позволяется в силу знатной их породы в публичные ассамблеи свободный доступ, однако же, никакого рангу им не позволяем пока они и Отечеству никаких заслуг не покажут”.

(Табель о рангах)

В. Какое значение для дальнейшего хода Северной войны имела Полтавская битва?

  • Избавила Россию от опасности шведского завоевания.
  • Способствовала восстановлению Северного Союза.
  • Поставила Россию в ряд великих держав Европы.

В. Какие полномочия имел сенат? Какое место в структуре управления государством он занимал?

(Сенат имел власть судебную, административную, управленческую, а иногда и законодательную; в периоды отсутствия царя выполнял функцию высшего органа управления государством.)

В. Когда был опубликован Генеральный регламент? Как он организовывал работу коллегий?

(В 1720 г. в каждой коллегии были президент, вице – президент, 4-5 советников, 4 асессора, присутствие заседало ежедневно, коллегии подчинялись Сенату, а им местные учреждения.)

Ведущий. В.Г. Белинский сказал о битве под Полтавой, что это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства. (Обоснуйте мнение Белинского))

Ведущий. По образному выражению А.С.Пушкина Россия вошла в семью европейских держав, как спущенный корабль при стуке топоров и громе пушек. Что имел в виду Пушкин?

(Обоснуйте свой ответ).

Ведущий. До конца своих дней Петру I приходилось заниматься самообразованием, он постоянно искал новых учителей, даже среди врагов. Когда были сказаны эти слова: “Вот Карл XII – достойный учитель – без него я остался бы плохим работником в делах ратных”?

(После поражения под Нарвой 1700г., когда русская армия лишилась всей артиллерии.)

Найдите неверное утверждение:

  • Для деятелей Петровской эпохи реформы предполагали отказ от самодержавной власти.
  • Взяв за образец европейский абсолютизм, Пётр I укрепил традиционное самодержавие.
  • Для деятелей Петровской эпохи самодержавие и реформы были неразделимыми.
  • Пётр I первым среди русских государей принял титул императора.

В. Когда на смену консилии приходит Сенат? Кто был первым генерал – прокурором? (1772 год)
В. Какой принцип был положен, в основу табели о рангах? (Принцип личных заслуг)

Определяем участников II Агона

В. Что такое коллегия? (Орган центрального управления)
В. Как называлось учреждение, занимающееся финансовыми и хозяйственными делами губернии? (Казеная палата)
В. Назовите дату проведения губернской реформы при Екатерине II. (1775 г.)

Выбор дорожки.

Сгруппировать обычаи, которые были до Петра I и которые были введены Петром I:

  1. Введение празднования Нового года.
  2. Летосчисление с сотворения мира.
  3. Летосчисление с рождества Христова.
  4. Короткий кафтан.
  5. Проведение ассамблеи.
  6. Европейские манеры в обществе.
  7. Празднование Нового года с 1 сентября.
  8. Длинные рукава у одежды.
  9. Обязательность бороды.
  10. Недопущение женщин в мужское общество,

(написать цифры)

До Петра I

2,7,8,9,10

Введены Петром I

1,3,4,5,6

II Агон

Ведущий: Ни одна сталь, никакой камень не выдержал бы того, что должна была и выносила человеческая натура. Имя Е.Пугачёва гремело во всех краях, народ помнил войну, помнил слова великого бунтовщика Пугачёва.

Какие?

(“Я - не ворон, я – вороненок, а ворон-то ещё летает.)

Картинка 1

Екатерина II берёт в руки книгу.

Екатерина: “Путешествие из Петербурга в Москву”. Скучновато, слог тяжел, но есть верные наблюдения, прочту ещё 10-20, а там глядишь, и засну (зевает).
Ведущий: “Прочитаны 20, затем 40 страниц”.

Екатерина: “Зараза французская. И тут она, боже. Печатано без дозволения. Книгу отобрать и сжечь. Тут рассеивание заразы французской. Кроме раскола и разврату ничего не усматриваю из его сочинения. Сочинитель Радищев – бунтовщик хуже Пугачёва”.

Ведущий: Назовите приговор Сената Радищеву:

(Дворянина Радищева, автора книги “Путешествие из Петербурга в Москву, лишить всех чинов, дворянского звания, казнить смертию, отсечь голову”. Но смертную казнь заменили 10 – летней ссылкой в Илимский острог, откуда ни один арестант не возвращался живым.)

В. О какой французской заразе упоминала Екатерина?

(Идеи Французской революции)

В. Какая территория при Екатерине II получила название “Русская Америка”?

(Россия распространила свои владения на Америку, то есть стала соседом новой республики. С начала 40-х русские промыслово-торговые экспедиции стали посещать Алеутские острова и Аляску, создавая там постоянные поселения. Русские даже вступали в браки с индианками и эскимосами, сложилась большая группа смешанного населения креолов. Тысячи туземцев приняли православие.)

В. Что обрела Россия на Дальнем Востоке во время царствования Екатерины II?

(Курильские острова и Сахалин)

В. Укажите неверное утверждение:

Наказ Екатерины Великой:

  • Содержал план создания нового законодательного кодекса.
  • Провозглашал самодержавие без заботы о благе подданных.
  • Требовал укрепления самодержавной имперской власти.
  • Провозглашал уравновешивание самодержавной власти властью законов.

В. Перечислите права, которые предоставлялись дворянам жалованной грамотой 1785 г.

  • Монопольное право на земли и крестьян.
  • Право сословию суда.
  • Право на устройство заводов и торговлю.
  • Выбор должностных лиц.
  • Организация дворянских обществ.

В. Расскажите о реформе губернского управления при Екатерине II?

(Страна разделена на 50 губерний, губернии на уезды. В 1775г. принято учреждение для управления губерний.)

В. Какие указы относительно крестьян были приняты во время правления Екатерины II? Почему?

(1. 1765г. – о представлении помещикам права без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу на любой срок.
2. 1767 г. – жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением и т.д.)

Выбор участников III Агона

В. Что такое Сенат?

(Высший орган, управляющий православной церковью)

В. Какими языками владел Пётр I?

(Говорил по-голландски и по-немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного татарский и английский, читал по-латыни.)

В. Кто был первым генерал – прокурором Сената? Как Петр1 называл его?

(С 1722 г. П. И. Ягужинский) “Око государево”

Выбор дорожки.

Анаграмма

Реформа – Первые две буквы музыкальная нота. Последующие 5 букв – одежда для школьников.

(В целом политика, которую проводил Пётр I)

Сенат – Первые 4 буквы – река во Франции, последняя буква – первая буква броневой машины.

(Центральный орган управления при Петре I)

III Агон

Эпоха Петра I и Екатерины II – время грандиозных преобразований. Великая эпоха требовала великих деятелей. Рядом с выдающимися личностями Петром и Екатериной их было немало. Многим из них присущ ум, талант, энергия, стремление внести свой вклад в дело преобразования России.

Найди пару эпохи Петра I:

1. Карточка 1

  1. Мстислав и Филарет.
  2. П.А.Толстой и Б.П.Шереметьев.
  3. М.М.Сперанский и Н.М.Карамзин.
  4. Е.Ф.Канкрин и П.Д.Киселёв.

2. Карточка 2

Лишний в ряду: А. Д. Меншиков, Ф.М.Апраксин, Б.П. Шереметьев, Г. А.Потёмкин

3. Визитки. Перед вами представители эпох Петра I и Екатерины II.

Е. Пугачёв, Царевич Алексей, А. Н. Радищев, Ф. Я. Лефорт, П.И.Ягужинский

Ведущий. Найдите среди них противников государственной деятельности Петра I и Екатерины II.

(Обоснуйте свой выбор.)

Ведущий. Угадай о ком!

Их было пятеро. Иван, Григорий, Александр, Фёдор и Владимир. Родились они в семье генерал – майора, участника Петровских походов, а некоторое время он был губернатором Новгорода. За исключением Владимира, ставшего студентом Липецкого университета, все его сыновья продвинулись по государственной службе.

(Назовите фамилию.)

Она была намного моложе своей Великой подруги, её называют Екатерина малая. Умная, деятельная, образованная. Была первым президентом академии наук в России. (Екатерина Дашкова)

Ведущий. Ему безродному, необразованному улыбнулось счастье. Судьба подняла его на вершину богатства, славы, власти. Он был увенчан военными лаврами, отличился в знаменитом Полтавском сражении. Бывший царский вельможа вёл себя достойно, принимал превратности судьбы с истинным философским спокойствием. Умер 1729 году, его похоронили возле церкви, которую, он срубил сам. (Меншиков)

Ведущий. Назовите государственных деятелей, руководивших внешней политикой России при Екатерине II.

а) К.Г.Разумовский;
б) А.В.Суворов;
в) П.В.Заводовский;
г) Н.И.Панин;
д) А.А.Безбородко (Г.Д).

Определены 3 победителя для финального агона.

IV Агон. Финальный

Выбор дорожки.

В. Почему Пётр I и Екатерина II вошли в историю как “Великие”?

(Эссе-размыщление, 1 минута)

В. Укажите не менее 3-х целей экономических преобразований при Петре I?

  • Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением.
  • Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости.
  • Развитие внутренней и внешней торговли.
  • Создание мануфактур, заводов.

В. Назовите не менее 3-х результатов “Уложенной комиссии”:

  • Выработать новое уложение не удалось.
  • Отмена крепостного права не возможна.
  • Каждое сословие требовало привилегий в свою пользу.
  • Раскол в среде дворянства.

В. Установите последовательность проведения этапов налоговой реформы ПетраI:

а) начало всеобщей переписи населения;
б) введение паспортной системы;
в) возвращение абсолютного большинства беглых крестьян владельцам;
г) размещение в деревнях армейских полков;
д) замена двора новой податной единицей – “душей мужеска полу”;
е) проведение итоговой переписи с помощью армии;
ж) установление суммы податей с “души мужеска полу”.

В. Назовите первые мероприятия Екатерины II?

  • Разделение Сената на 6 департаментов.
  • Секуляризация церковных земель.
  • Ликвидация гетманства на Украине.
  • Приглашение в Россию переселенцев с Запада.

В. Назовите не менее 3-х последствий раздела Польши при Екатерине II.

  • Речь Посполитая перестала существовать.
  • Прекращение религиозных преследований православных.
  • Россия обрекла себя на постоянную борьбу с польскими националистами.
  • Крепостные порядки России распространились на Польшу.

В. Укажите не менее 3-х целей государственных реформ государственного аппарата управления при Петре I:

  • Создание чётко действующего государственного механизма.
  • Создание регулярной армии и флота.
  • Замена устаревшей системы указов новыми.

В. Часто утверждают, что во времена Екатерины II нашла своё продолжение Петровская эпоха. На каких фактах основано это мнение? (Докажите)
В. Какие из указов Петра I, подтвердила Екатерина II? (Назовите)
В. Немка на престоле или Великая государыня? (Размышление 1 минута)

В. Назовите основные цели реформ государственных органов при Екатерине II:

  • Разделение Сената на 6 департаментов конкретными обязанностями и полномочиями.
  • Ликвидация автономных прав Украины.
  • Укрепление местного самоуправления.
  • Отмена гетманства и учреждение малороссийского генерал - губернаторства.

Итак, определён победитель игры. Екатерина II уступает ему место на троне, награждает победителя. Все участники игры приглашены на следующую игру: “Культура и национальное самосознание народа в эпоху Петра, Екатерины II”.

Программное обеспечение:

  1. Энциклопедия для детей. – Москва. Аванта+.1995 г.
  2. Полный энциклопедический справочник “История России” (в картах, схемах, таблицах). ОЛМА-ПРЕСС. 2003 г.
  3. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий для ЕГЭ. Часть II. Волгоград.2004 г.
  4. История Отечества. М.: Просвещение. 1997 г.
  5. Материалы “Единый государственный экзамен”. Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение. 2002 г.
  6. Материалы “Единый государственный экзамен”. Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение. 2004 г.
  7. Материалы “Единый государственный экзамен”. Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение. 2006 г, 2007г,2008г.