Предполагается, что ученики могут оперировать такими понятиями, как: имя числительное; простое, сложное и составное числительное; разряд числительного; количественное числительное; склонение.
Для каждого ученика распечатаны таблицы склонений количественных числительных из Приложения 1 – на уроке запланирована работа с этим таблицами.
Теоретическая часть урока
Речь учителя:
- Сегодня я хочу попросить вас помочь мне в одном сложном деле. Дело в том, что недавно я получила письмо от одного знакомого мальчика Альки.
Когда мы учились с ним в школе, он очень любил прыгать, бегать, кататься по перилам и пускать бумажные самолетики, но, к сожалению, совсем не интересовался книжками и учебниками. Реже всего Алька заглядывал в учебник русского языка, поэтому однажды совсем разучился правильно говорить по-русски. Говорить-то он мог, но слова изменял неправильно, предложения составлял короткие и невыразительные, а про предлоги и частицы и вовсе забыл, будто их никогда и не было. Наконец люди совсем перестали понимать, что Алька говорит, и отправили его к доктору. Тот поразмыслил и решил, что лучшим лечением для мальчика будет путешествие в Страну Русского языка: ведь там он сможет познакомиться со всеми словами, узнать их истории и разобраться в правилах их жизни.
Вот так мой знакомый и оказался в волшебной Стране Русского языка. Письмо свое Алька прислал мне из города Числительных и рассказал удивительную историю о том, как все числительные однажды перессорились, разъехались по разным улицам и разным домам только потому, что не могли решить, как им всем правильно изменяться по числам и падежам.
Но я пока не знаю, стоит ли верить этой истории, потому что мой знакомый раньше часто любил привирать и фантазировать. Давайте я расскажу вам историю числительных, и мы проверим, правду ли написал Алька или в чем-то запутался.
Итак, сначала Алька оказался на большой улице Количественных числительных. Но войти на улицу можно было только через ворота, а они были заперты. Чтобы их открыть, Альке пришлось рассказывать строгому человечку, который охранял ворота - привратнику, какие числительные относятся к разряду количественных. А как вы бы ответили на этот вопрос привратника?
Алька, так же как и вы, вспомнил правильный ответ и прошел за ворота. На всех домах были прибиты таблички с именами жильцов – разных Количественных Числительных.
На первом доме – самом маленьком, потому что там обитало только одно Числительное, красовалась табличка с надписью “Один”. В маленьком садике среди цветов копалось в земле Числительное. Заметив Альку, ОДИН начал быстро-быстро говорить:
“Ну вот, опять пришел один мальчик, и опять одно несчастное Числительное должно отвлекаться от одной любимой розы и одного куста малины, чтобы объяснить одному мальчику, как склонять числительные по одной секретной таблице окончаний! Конечно, в этом можно винить только одну мою судьбу, но как же я устало. Я прошу об одном: позвольте мне посвятить жизнь одним только моим растениям и заботиться только о них одних!”.
С этими словами числительное убежало в дом, хлопнув дверью, и даже забыло показать Альке обещанную таблицу склонения.
Тогда Алька решил попытать счастья в другом месте и пошел в гости к другим Числительным. Везде его принимали с радостью, везде с ним разговаривали и шутили, но ни одно из Числительных так и не подарило ему таблицы склонений. А когда Алька попытался расстроиться и заплакать, Числительные в один голос сказали: “Вот чудак! Ведь после того, как мы поговорили с тобой, ты и сам можешь ее составить. Вспомни, каждое из нас произнесло в разговоре с тобой все правильные окончания числительных в разных падежах”. И действительно, Алька припомнил, что еще Числительное ОДИН незаметно подсказало ему, какие окончания должны быть при склонении. Другие Числительные тоже помогали мальчику такими подсказками, но тот не обращал на это внимания.
Вздохнув, Алька принялся за работу. Составление таблиц склонения числительных заняло у него много времени, ведь на улице Количественных Числительных стоит много домов, а в некоторых домах живет много Числительных-приятелей, склоняющихся по одному образцу.
За работой Алька не заметил, как пришел вечер. Он отправился ночевать в избушку гнома-привратника и там набросал мне это письмо. Кстати, Алька пишет, что так устал за день, что не смог написать подробностей общения с Числительными и рассказать обо всех их подсказках. Мальчик прислал мне только составленные таблицы.
Мне кажется, вам было бы интересно в домашней работе придумать, о чем и как Числительные могли разговаривать с Алькой, чтобы и нам всем тоже узнать об их подсказках. Я расскажу подробнее об этом задании в конце урока.
А теперь, думаю, нам нужно проверить, правильно ли Алька составил таблицы. Вам будет легко это сделать, поскольку числительные с правильными окончаниями мы произносим каждый день, но просто не обращаем на это внимания. Посмотрите на таблички, которые Алька прислал мне вместе с письмом.
Не знаю, стоит ли нам подробно останавливаться на склонении таких простых числительных, как ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. Обратите, пожалуй, внимание на то, что два из этих числительных изменяются по родам. Какие это числительные?
Как вы думаете, от чего зависит изменение этих числительных по родам? Сравните такие словосочетания: один мальчик и одно числительное, две розы и два куста малины. Обратили ли вы внимание на какую-нибудь закономерность? (Род числительных ОДИН, ДВА зависит от рода существительного, которое с ним согласуется).
Теперь давайте остановимся у дома Числительных ПЯТЬ, ДВАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ. Посмотрите, все эти числительные в именительном падеже имеют нулевое окончание и заканчиваются на мягкий знак. Вам не напоминает это группу существительных женского рода третьего склонения, таких, как рожь, кость, совесть? Действительно, в некоторых падежах окончания этих числительных и существительных третьего склонения одинаковы. Это сходство поможет вам, если вы вдруг начнете сомневаться, какое окончание употребить при склонении числительных от пяти до двадцати и тридцать.
Вы, я думаю, обратили внимание на странную частичку -дцать в сложных числительных от одиннадцати до двадцати и тридцать. Подумайте, что она может значить?
Я помогу вам. Русский язык имеет долгую историю, на нем говорили еще прабабушки и прадедушки ваших прабабушек и прадедушек. Многие непонятные для нас языковые явления сформировались еще в ту далекую пору и даже раньше. Особенно заметны проявления традиции в облике числительных. Так, частичка –дцать в сложных числительных – это по своему происхождению не что иное, как сокращенное и измененное в произношении числительное десять. Одиннадцать обозначало один на десяте(и), тринадцать – три на десяте(и) и т. д.
Числительные двадцать и тридцать произошли от два десяти, три десяти, то есть два раза десять, три раза десять.
А вторая часть сложных числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят и восемьдесят - это старая форма родительного падежа множественного числа от числительного десять. Эти числительные обозначали пять десятков, шесть десятков, семь десятков, восемь десятков.
Еще одна странная частичка есть в числительных двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. В слове двести – две сотни – вторая часть произошла из старой формы именительного падежа двойственного числа слова сто. Кстати, двойственное число, которого сейчас в русском языке уже нет, раньше употреблялось, когда нужно было посчитать парные предметы, например, руки, глаза, уши. Для двойственного числа существовали особые формы, следы одной из них и сохранились в числительном двести.
Вторая часть числительных триста и четыреста – три сотни, четыре сотни, произошла из старой формы именительного падежа множественного числа слова сто. А частичка –сот в числительном пятьсот и ему подобных произошла тоже из старой формы множественного числа слова сто, но только в родительном падеже.
Практическая часть урока
Что ж, мы разобрались со строением сложных числительных, и теперь переходим к самому интересному – к склонению числительных, выражающих очень большие, просто огромные числа.
Давайте прочитаем текст, который я сегодня приготовила для вас. Это фрагмент истории про еще одного путешественника – Маленького принца, героя повести французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. – Текст в Приложении 2.
Учитель читает текст вслух, интонационно выделяя числительные.
Выяснить значение слов “делец”, “честолюбец”, “континент”, “фонарщик”.
А теперь предлагаю вам всем вместе вслух просклонять все составные числительные, которые мы найдем в этом тексте. Вы помните, какие числительные называются составными?
Начнем, пожалуй, с самого длинного числительного в тексте – самого последнего, оно самое интересное.
Итак, перед нами числительное четыреста шестьдесят две тысячи пятьсот одиннадцать. Предлагаю вам вместе со мной просклонять его.
Вслух учитель и ученики склоняют числительное.
После этого учитель подводит учеников к выводу о том, что в сложных числительных изменяются обе части слова, а в составных числительных склоняется каждое слово в составе конструкции – по образцу, данному в таблицах.
Таким образом – также вместе с учителем склоняются остальные составные числительные из текста.
Далее учитель просит учеников придумать для склонения как можно более объемные составные числительные, записывает их на доске цифрами и предлагает детям составить и написать предложения, где были бы употреблены разные падежные формы числительных. Индивидуальная работа.
Затем можно попросить учеников прочитать наиболее интересные на их взгляд предложения, предложить коллегам проверить, правильная ли использована падежная форма.
Домашнее задание
- Я хочу предложить вам выбрать из трех заданий для домашней работы. Пока не записывайте их в дневник, послушайте, в чем они заключаются, подумайте, выберите одно и тогда уже запишите заинтересовавшее вас задание.
Итак, ПЕРВЫМ заданием будет: придумать и записать разговор нашего путешественника Альки с Числительными. Используйте, пожалуйста, в репликах Числительных словосочетания с разными падежными формами числительных, так, как это прозвучало в речи Числительного Один в начале нашего урока.
ВТОРОЕ задание таково: поищите в энциклопедиях и справочниках статьи, в которых были бы употреблены составные числительные, и придумайте с ними предложения, в которых бы эти числительные были бы употреблены в разных падежных формах. Постарайтесь найти интересные и длинные числительные.
ТРЕТЬЕ задание такое: придумайте свою небольшую историю, героями которой были бы составные числительные, опишите их приключения, но так, чтобы использовать длинные и интересные составные числительные в разных падежных формах.
Теперь запишите понравившееся вам задание в дневник. На следующем уроке мы прочитаем наиболее интересные ваши истории и предложения.
Список использованной литературы:
- Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц. Планета людей. Военный летчик/ А. де Сент-Экзюпери. – Душанбе: “Адиб”, 1988. – 384 с. – С. 51-52.