Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”, “Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”.
Форма: урок-соревнование на основе комплекса игровых компьютерных заданий для групповой и индивидуальной работы.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами явления:
- внешними признаками;
- условиями протекания и наблюдения;
- научным объяснением на основе физической теории;
- связями с другими явлениями;
- проявлениями в природе и жизнедеятельности человека;
- техническими и другими практическими применениями;
- Формирование кооперативной и проблемной компетенций;
Воспитательные:
- Развитие представлений о многообразии физических явлений и их важной роли в окружающем мире;
- Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся;
Развития:
- Формирование мыслительных умений анализировать явления, делать выводы и обобщения;
- Проверка уровня самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
- Развитие устной речи.
План проведения урока
Этап | Деятельность учащихся |
1. Организационный 1 мин. |
Класс делится на две команды и занимает свои места. Жюри (учащиеся старших классов) готовятся оценивать результаты конкурсов. |
2. Актуализация ранее изученного 4 мин. |
Учитель: “Наша жизнь - бесконечная
череда сменяющих друг друга явлений, просмотрите
видеофрагмент и назовите как можно больше
физических явлений”. Учащиеся фиксируют названия явлений, анализируя наблюдаемое. |
3. Повторение учебного материала при выполнении заданий-конкурсов 32 мин. |
Учащиеся выполняют задания, формирующие ключевые компетенции. См. табл. “Конкурсы”, “Развитие компетенций…” |
4. Итоговый 3 мин. |
Подведение итогов, сообщение жюри о результатах соревнований. Оцениваются самые активные и знающие учащиеся. Домашнее задание. |
Конкурсы
№ задания | Название | Формируемые учебные навыки и умения |
1 конкурс | “Что наша жизнь? … Череда явлений?” |
Распознавание внешних отличительных признаков явлений и условий их протекания |
2 конкурс | “Заполни корзины: “явления” и “эксперименты”” |
Закрепление понятий: физический и химический эксперимент, физическое и химическое явление |
3 конкурс | “Механическое движение” | Повторение определений: равномерное и неравномерное движения, прямолинейное и криволинейное движения |
4 конкурс | “Назови и объясни явления” (по ассоциации с рисунком) | Объяснение явлений: диффузия, взаимодействие молекул, механическое движение, инерция, магнитное взаимодействие, свободное падение, смачивание, давление и атмосферное давление |
5 конкурс | “Установи соответствие” | Описание физического явления уравнением (количественный уровень) |
6 конкурс | “Галерея портретов физиков” | Формирование знаний по истории физики |
7 конкурс | “Анимация” | Использование физических явлений в технических устройствах |
8 конкурс | “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак” О. де Бальзак | Обобщение знаний о явлениях (составление вопросов к коллажу) |
Развитие компетенций и личностных качеств учащихся в процессе подготовки и проведения урока
Компетенции | Развитие личностных качеств и психических процессов | Способы и приемы деятельности |
Коммуникативная | Аудиальный и визуальный каналы
восприятия; чувство прекрасного (художественное, звуковое оформление электронной презентации урока); умение вести диалог, слушать и слышать. |
Развитие речи, общение с одноклассниками и старшеклассниками, учителем, проговаривание возможных вариантов ответов, выбор темы презентации, вариантов её оформления, обсуждение вопросов с родителями. |
Кооперативная | Развитие внимания, памяти; уважительное и критичное отношение к партнеру; дисциплинированность, трудолюбие; самореализация в коллективном творческом деле. |
Целенаправленное взаимодействие с учителем физики, консультантами, учителем информатики, группой учащихся, распределение ролей в команде, обмен идеями, материалами, поиск оптимальных решений. |
Проблемная | Развитие мышления; анализ, синтез, обобщение, конкретизация в процессе выполнения заданий; воля, упорство, концентрация внимания. |
Теоретическое объяснение реальных
физических явлений, установление связей и
зависимостей реальных процессов, поиск и
проверка решения, анализ примеров, применение
знаний в новых ситуациях; самостоятельное выдвижение и решение учебной задачи. |
Информационная | Все мыслительные операции, включение всех каналов восприятия, воображения, образность мышления, его критичность, умение ориентироваться в потоке информации, повышение информационной культуры, мобильности личности. | Сбор информации из разных источников в
процессе подготовки к уроку (литература,
интернет, периодическая печать, телевидение); её обработка и оформление (компьютерная мини-презентация, составление вопросов, теоретическая подготовка по теме); использование компьютера на уроке. |
Конспект урока
Подготовка урока: ребята заранее делятся на две команды, примерно равные по силам. Каждая выбирает себе капитана, консультантов, которые занимаются со слабо успевающими, все повторяют теоретический материал по темам и ведут поиск интересных материалов о всевозможных физических явлениях их разных источников информации (материалы можно оформить в любом виде и сдать на проверку учителю). Учеба становится для всех интересной, у учеников повышается мотивация, всем хочется добиться хороших результатов. Развиваются коммуникативные и кооперативные навыки учащихся.
Учащимся говорю, что будет учитываться активность каждого и команды в целом. В роли судей — их старшие товарищи из 10 класса (заранее подготовленные учителем на кружке). Готовлю ведомость, в которую жюри будет вносить оценки (по 5-и бальной шкале) за каждый ответ.
В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов. Самые активные и успешные ученики оцениваются пятерками.
I этап. Организационный момент (1мин).
Приветствие учителя и приглашение учащимся занять свои места согласно номеру команды (№1 и №2).
Жюри готовится оценивать результаты конкурсов. На доске тема: “Физические явления”.
II этап. Актуализация ранее изученного.
1 конкурс. “Что наша жизнь?.. Череда явлений? (4 мин)
Учитель: “Наша жизнь – бесконечная череда сменяющих друг друга разнообразных явлений. Задание: просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических явлений, анализируя наблюдаемое”.
Деятельность учащихся: звучит ритмичная музыка, учащиеся просматривают видеофрагмент, анализируют, письменно фиксируют названия и вид явлений (т. е происходит систематизация ранее изученного). Затем представители команд поочереди зачитывают названия: кто больше.
Возможные ответы: движение автомобиля (механическое явление), кипение воды (тепловое явление), радуга (световое) и т.п.
Жюри задает дополнительные вопросы командам, например: “Почему падание капли дождя – механическое явление?”. Ответ: “Так как происходит изменение ее положения относительно дерева, земли”.
“Почему кипение воды – тепловое явление?” - “Так как оно связано с изменениями температуры тела”.
Результат: выделяются существенные признаки явлений: механических, тепловых, световых, электрических, звуковых и т.п.
III этап. Основной (32 мин).
Повторение материала в ходе применения знаний при выполнении конкурсных заданий.
Учитель (или помощник-старшеклассник) своевременно включает компьютерные задания по ходу урока.
2 конкурс. Заполни корзины: “явления” и “эксперименты”.
Представители команд выполняют по 5 заданий, работая за компьютером, перетаскивая “мышью” картинки в корзины:
“наблюдения физических явлений в быту и
природе”;
“наблюдения химических явлений в быту и
природе”;
“физический эксперимент”;
“химический эксперимент”.
Все учащиеся имеют возможность тем временем сделать самопроверку своих знаний.
Результат: закрепляются понятия: эксперимент и явление с их отличительными признаками и условиями протекания.
3 конкурс. “Механическое движение”.
Учитель: “Ребята, механическое движение — очень распространенное физическое явление в окружающем нас мире. Какой вид движения иллюстрируется на фотографии?”
Ученики: (по одному от команды) выполняют задание, работая с компьютерной моделью, обозначая виды движения на основании знаний о них: равномерное и неравномерное; прямолинейное, криволинейное или по окружности.
На большом экране фиксируются правильные ответы, жюри протоколирует результаты.
Результат: повторение видов механического движения.
4 конкурс. Учитель объявляет название следующего конкурса “Назови и объясни явление”. “Включая” образное мышление учащиеся рассматривают “картину явления”, читают на экране задание и поочереди по поднятию руки кратко отвечают, выполняя самопроверку, нажатием кнопки “ответ”. Объясняемые явления: диффузия чая в горячей воде, смачивание стеклянной пластины водой, движение бегуна на спортивной дорожке, явление инерции при насаживании молотка на рукоятку, магнитное явление — притяжение стальной скрепки к магниту, притяжение листьев к земле при листопаде, трение качения в шариковом подшипнике, смачивание губки водой, давление на опору шины автомобиля и ноги человека, атмосферное давление удерживает столбик ртути в трубке Торричелли.
В результате, объясняя физические явления на основе теоретических знаний, ученики устанавливают причинно-следственные связи и совершенствуют умения выражать свою мысль в устной речи.
5 конкурс. Помощник-старшеклассник объявляет название “Установи соответствие”.
В этом задании отрабатывается умение характеризовать явление количественно, то есть математическим соотношением, выражающим связь между физическими величинами, характеризующими явление, повторяются основные формулы.
Это задание выполняется фронтально письменно каждым учащимся, и листы сдаются в жюри для оценки (записи краткие: цифра-номер явления, буква - соответствующая ему формула).
Установленные соответствия таковы:
6 конкурс. Учитель: “Друзья, а сейчас: “Галерея портретов физиков”. Назовите ученых и их основные научные достижения в области физики”.
Учащиеся, посовещавшись, отвечают.
В галерее для команды № 1 портреты: Галилео Галилея, М.В.Ломоносова, Отто фон Герике; Роберта Гука; для команды № 2: Исаака Ньютона, Блеза Паскаля, Архимеда, Торричелли.
Результат: происходит углубление знаний по истории физики.
7 конкурс. “Анимация”.
Учитель инструктирует: просмотрев анимацию первый раз в беззвучном режиме, во второй раз — озвучьте анимацию, описав работу технического устройства. Первой команде предлагается модель “Работа гидравлического тормоза автомобиля”, второй — “Работа насоса”.
Команды обсуждают ситуации, возможна помощь команды. Этот интересный конкурс требует умений быстро мыслить и синхронно с “видео” пояснить происходящее на экране. Возможно, это конкурс капитанов.
Результат: Раскрывается роль физических явлений в создании полезных человеку технических устройств. Осмысление знаний и их применение для объяснения новых ситуаций.
8 конкурс. “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак”. Это задание было домашним. Постановка вопроса — действенное средство развития мышления, так как его придумывание помогает проникнуть в сущность явления, уяснить свойства и связи. Команда составляла коллаж и вопросы к нему, оформляла мини-презентацию в электронном виде по следующим, самостоятельно выбранным темам: “Давление” и “Смачивание, несмачивание”, чтобы на уроке представить их команде-сопернице. После краткого совместного обсуждения представители команд давали ответы на вопросы.
Прозвучали, например, вопросы-ответы:
“Для чего острия режущих инструментов делают как можно более острыми?” – “Уменьшая площадь опоры, на которую действует сила давления, увеличиваем производимое давление”, или “Почему плащ-дождевик не промокает?” – “На границе ткань-вода происходит явление несмачивания, так как молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам ткани”.
Жюри оценивало содержание, оформление презентации; качество вопросов и ответов учащихся.
IV. Итоговый этап.
Жюри сообщает о результатах соревнования, называя победившую команду, вручая командам памятные грамоты.
Все самые активные и знающие учащиеся получают отличные и хорошие оценки.
Учитель дает творческое домашнее задание: напишите сочинение по теме “Физические явления”, связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. Рассказ должен быть, во-первых, логически связанным, во-вторых, не только повествовать о физических явлениях, но и объяснять их.
Замечание. Набор конкурсов и заданий в них может варьироваться в зависимости от особенностей класса и уровня подготовленности учащихся.
Список использованной литературы (использованного программного обеспечения):
- Данюшенков В.С. Игровые обобщающе-повторительные уроки по физике: 7-11 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М.Браверман – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
- 1С : Школа. Физика, 7 класс. Образовательный мультимедиа-комплекс / Под редакцией Н.К.Ханнанова. – М.:1С, 2006.