Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России.
Что должен знать ученик к концу изучения темы:
- состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России.
Что должен уметь ученик к концу изучения темы:
- определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,
- оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,
- объяснять изменение ЭГП во времени,
- понимать географическую специфику региона,
- использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,
- специфики региона, важных социально- экономических событий в стране,
- геополитической и геоэкономической ситуации в России.
Формирование ключевых компетенций.
Познавательная компетенция:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;
- умение определять сущностные характеристики Центральной России;
- умение формулирования полученных результатов.
Информационно-коммуникационная компетенция:
- умение извлечь необходимую информацию по теме в источниках различного типа;
- умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Рефлексивная компетенция:
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- учёт мнения других людей при определении собственной позиции;
- умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами;
- умение организации и участия в коллективной деятельности.
Тип урока: изучения нового материала.
Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: политико-административная и физическая карта России, карта “Центральные районы”, атласы, инструкционные карты, учебник А.И. Алексеева “География: население и хозяйство России”, учебник В.Я. Рома “География. Население и хозяйство России”, слайды, персональные компьютеры, мультимедиапроектор.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку | Полная готовность к уроку |
Этап актуализации знаний. | На прошлом уроке мы познакомились с
экономическими районами России. Ответьте на вопросы: - что такое экономический район? |
Восстанавливаются знания, необходимые
для освоения темы урока. Анализируют слайд “Экономические районы России”. Приложение 1, слайд 1 |
Этап изучения нового материала. | Перевод практической задачи в
учебно-практическую: создание учебной ситуации. Как вы думаете, ребята, с какой экономической зоны и почему необходимо начать изучение отдельных территорий России? А с какого экономического района необходимо начать изучение? Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион? Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы рассмотрим три первых характеристики из данного плана. Сформулируйте тему урока. Определите задачи, которые вы должны решить на уроке.
Приступаем к решению первой задачи. Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на слайд и назовите районы, которые образуют Центральную Россию. Запишите их и крупнейший город каждого района. (Центральный - Москва, ЦЧР – Воронеж, Волго-Вятский – Нижний Новгород, Северо-Западный – Санкт-Петербург). Итак, обратитесь к инструкционным картам. Приложение 2. Найдите слева первое задание. Прочтите его. Данное задание вы выполняете самостоятельно по группам, время работы – 3 минуты.
Обобщение и дополнение ответов учащихся по выполнению первой составляющей характеристики региона Центральной России: состав и площадь.
Вы успешно справились с поставленной задачей, определили состав и площадь ЦР. Переходим к выполнению второго задания. Прочтите его. Чтобы это задание выполнить, нам необходимо провести практическую работу. Цель её: научиться давать оценку экономико-географического и геополитического положений Центральной России. Примерный план характеристики ЭГП дан на стр. 196 учебника А.И. Алексеева. Время самостоятельной работы – 5 минут Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения развития хозяйства. Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России.
А теперь переходим к третьей составляющей темы урока. Прочтите третье задание. Время выполнения - 5 минут.
Вы справились со всеми заданиями, дали оценку всем трём составляющим характеристики района: определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Центральной России. |
Формулируют тему урока: “Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы”.
Самостоятельно формулируют задачи урока. Знать: состав, площадь, ГП, природные ресурсы. Уметь: определять состав региона, минеральные ресурсы, Оценивать площадь, ЭГП, природные ресурсы. Опираясь на слайд “Состав Центральной России”, называют экономические районы, входящие в состав региона.
Определяют административные единицы, определяют долю площади каждого экономического района от площади региона, анализируя полученные результаты. Приложение 3. Составляют на компьютере круговую диаграмму: “Площадь экономических районов”, анализируют полученные результаты. Дают отчёт о проделанной работе. Изучают план характеристики ЭГП, Приложение 1, слайд 3 выделяют черты ЭГП, которые являются определяющими для ЦР. Определяют положение ЦР по отношению к территории страны и европейской части России. Называют важнейшие административные центры ЦР, делают вывод о влиянии центрального положения на развитие этой территории, дают определение геополитического положения, сравнивают ГП в границах СССР и после его распада, результаты отражают в схеме, оценивают и делают вывод о влиянии геополитического положения на развитие ЦР. Оценивают связи ЦР с соседними экономическими районами. Оценивают транспортное положение ЦР. Обсуждают результаты работы. Называют черты - Столичное положение; - Насыщенность транспортными путями; Приложение
1, слайд 5,6 Сопоставляют свои выводы со слайдом-образцом. Читают, определяют благоприятность климата, рельефа, природных зон для развития хозяйства ЦР. Оценивают минеральные ресурсы ЦР. Оценивают водные ресурсы ЦР. Определяют, какая часть региона наиболее обеспечена водными ресурсами. |
Этап первичного закрепления изученного. | Чтобы определить как вы усвоили тему
сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест,
после выполнения которого вы сами себя оцените.
Время выполнения – 5 минут. Приложение
1. Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; 2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках А) по рекам; 3. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; 4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; 5. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; 6. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; 7. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; 8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ Алгоритм оценки (самооценки) “5” – 8 правильных ответа; |
Выполняют тест. Приложение 1,
слайд 10
На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку. |
Этап подведения итогов урока. | Итак, наш урок подходит к концу. Нам
необходимо подвести итог. Справились ли мы с теми
задачами, которые поставили в начале урока? Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико-географическое и геополитическое положение, оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России. |
|
Домашнее задание | По учебнику В.Я. Рома параграф 43, на
контурную карту нанести экономические районы
Центральной России, крупные города,
месторождения полезных ископаемых, реки, озёра,
соседние государства. Опережающее задание: сделать сообщения с использованием слайдов по теме “Народные промыслы Центральной России”. |
Записывают домашнее задание. Приложение 1, слайд 12 |