Цели урока:
Образовательная: Ознакомить учащихся с новым физическим явлением- передачей давления в жидкостях и газах, с описанием его законом Паскаля; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов.
Развивающая: Совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь, развитие творческих способностей на основе практической работы.
Воспитательная: Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения экспериментального задания; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать как происходит передача давления в жидкостях, газах, закон Паскаля.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Переходный момент.
Учитель: Тема сегодняшнего урока “Закон Паскаля”. Цель урока рассмотреть передачу давления в жидкостях и газах, сформулировать закон Паскаля. Запишем тему урока. Сегодня нам предстоит познакомиться с влиянием давления на жидкие и газообразные вещества. Я предлагаю вам совершить путешествие до города “Закон Паскаля”, но чтобы до него добраться необходимо пройти определенный маршрут, на котором нам повстречаются станции под названиями “Повторяйка”, “Знайка”, “Умелые ручки”. Пройдя, все эти станции и выполнив задания, мы с вами прибудем в город “Закон Паскаля”. У вас на столах лежат маршрутные листы и задания для каждой станции. И так начнем наше путешествие.
- Первая станция “Повторяйка”.
Первая станция , которую мы проезжаем, и останавливаемся называется “Повторяйка”. У вас на столах лежат задания для этой станции. И какое же первое задание нужно выполнить.
Станция “ Повторяйка”.
1. Из чего состоят все вещества?
Все вещества состоят: из молекул и атомов.
2. Какие три агрегатных состояния вещества вы знаете?
Твердое, жидкое и газообразное.
3. Какие свойства жидкости вы знаете?
Жидкости меняют свою форму, сохраняют объем, плохо сжимаемы.
4. Какие свойства газов вы знаете?
Газы не имеют собственной формы, объема, полностью заполняют предоставленный им объем.
5. Как движутся молекулы жидкости и газы?
Молекулы жидкости и газа движутся беспорядочно и хаотично.
Учитель: И так вы успешно преодолели первую станцию. Наш поезд продолжает движение, и приближаемся к станции “Знайка”. Возьмите листок с заданиями для этой станции.
Учитель: А теперь давайте рассмотрим следующий опыт. Посмотрите на экран. На экране изображен сосуд, в котором содержится газ. Частицы газа равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз. Прилагая некоторую силу, заставим поршень немного войти в сосуд и сжать газ, находящийся непосредственно под ним. Что произойдет с частицами газа?
Учащиеся: Частицы распложаться под
поршнем более плотно, чем прежде.
Учитель: Как вы думаете, что произойдет
дальше?
Учащиеся: Благодаря подвижности
частицы газа будут перемещаться по всем
направлениям.
Учитель: Вследствие этого их
расположение опять станет равномерным, но более
плотным, чем раньше. Поэтому давление газа всюду
возрастет. Как это можно объяснить?
Учащиеся: Давление передается всем
частицам.
Учитель: Так какой можно сделать вывод?
Учащиеся: Давление, производимое на газ,
передается в любую точку одинаково по всем
направлениям.
Учитель: У вас на столе стоит стакан с
водой и с трубочкой. Слегка подуйте в трубочку.
Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?
Учащиеся: Пузырьки на воде. Давление
передается всем частицам воды.
Учитель: А скажите давление, передалось
в каждую точку воды?
Учащиеся: Да.
Учитель: Так значит, какой можно сделать
вывод?
Учащиеся: Давление, производимое на
воду, передается в любую точку одинаково по всем
направлениям.
Учитель: Итак, мы рассмотрели давление
на газ и жидкость и сделали выводы о передаче
давления. Давайте объединим эти два вывода в один
и что мы получим?
Учащиеся: Давление, производимое на
жидкость или газ, передается в любую точку
одинаково по всем направлениям.
Учитель: Мы удачно преодолели вторую
станцию и приближаемся к третьей под названием
“Умелые ручки”. Берем листок с заданием для
третьей станции “Умелые ручки”. Настоящие
любители физики знают не только теорию, но и
могут выполнять практические задания.
Приступаем к эксперименту.
1. Возьмите резиновый шарик и немножко надуйте его. Что произойдет? И почему шарик надулся равномерно со всех сторон?
Шарик надулся. Он надулся равномерно, так как давление, производимое на воздух, передалось во все стороны одинаково.
2. Возьмите шприц и наполните его водой. Нажмите над тарелкой на поршень шприца. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?
Вода полилась из всех отверстий шприца. Давление передается по всем направлениям одинаково.
Учитель: Давайте сделаем вывод по проделанным опытам.
Учащиеся: Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково по всем направлениям.
Учитель: Впервые данное утверждение опытным путем получил ученый-физик БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов. И данное утверждение получило название ЗАКОН ПАСКАЛЯ. Паскалем был изобретен прибор, который получил название ШАР ПАСКАЛЯ. Давайте проведем опыт с помощью шара Паскаля. В шар нальем подкрашенной воды и нажмем на поршень. Что произошло? (Вода полилась из всех отверстий.) Итак, мы прибыли в город под названием “Закон Паскаля”. Сегодня мы на вопросы отвечали? Практическую работу выполняли? А теперь, давайте посмотрим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос, который я задам после просмотра. (Фрагмент мультфильма “В поисках Немо”).
Учитель: Почему рыбка надулась?
Учащиеся: Рыбка испугалась и давление,
передаваемое на воздух, передалось по всем
направлениям одинаково.
Учитель: Давайте рассмотрим следующий
эксперимент, проведенный учеником 11 класса. И
ответим на вопрос.
(просмотр видеофрагмента) Как это можно объяснить этот факт?
Учащиеся: Вареное яйцо – это твердом
тело и поэтому пуля передала давление в
направлении силы, в сыром яйце внутри находится
жидкость, поэтому яйцо и разлетелось.
Учитель: Подошел к концу наш урок. Что вы
узнали нового сегодня на уроке?
Учащиеся: Мы познакомились с законом
Паскаля, который гласит: давление, передаваемое
на жидкость или газ, передается по всем
направлениям одинаково.