Урок по обучению грамоте по теме "Прощание с Русской азбукой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по изученному материалу.
  2. Развивать устную речь учащихся, навык чтения.
  3. Воспитывать любовь к чтению, культуру речи детей.

Ход урока

I. Организационный момент (азбука):

Смех и слёзы,
Радость и печаль,
С нею довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль,
Книги нам легко теперь читать.

- А помогла нам в этом ваша первая самостоятельно прочитанная книга.
- Это – Азбука.
- Сегодня у нас последний урок по “Русской азбуке”.
- Посмотрим, чему она вас научила?

II. Обобщение знаний учащихся.

Путешествие в историю (памятник Кириллу и Мефодию).

Первоучители словенские.

Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, особенно в словенских странах, равноапостольных Кирилла и Мефодия. А что такое равноапостольные? Это значит – равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа, то есть очень высокая честь оказана Кириллу и Мефодию.

За что?

За то, что они создали славянскую азбуку.

Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.

День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

(В. Куприн)

Весёлые буквы (алфавит)

Тридцать три сестрички,
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.

Буква А. Абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова, и все - на букву А.
Буква Б. букве Б и страх не ведом: бой, барабан, боец, победа.
Буква В – Ветер веет в чистом поле, волком воет он на воле.
Буква Г – Гриб растёт среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Буква Д – Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Буква Е, Ё – Ель на ёжика похожа – ёж в иголках, ёлка – тоже.
Буква Ж – Жук упал и встать не может, ждёт он кто ему поможет.
Буква З – В звезде найдёшь ты букву З, и в золоте, и в розе, земле, алмазе, бирюзе, заре, морозе.
Буква И – Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Буква Й – Йод ребёнок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
Буква К – Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Буква Л – Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Буква М – Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.
Буква Н – На коне наездник мчит: настоящий он джигит.
Буква О – Ослик был сегодня зол – он узнал, что он – осёл!
Буква П – Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха!
Буква Р – Роет землю серый крот – разоряет огород.
Буква С – Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Буква Т – таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко.
Буква У – ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Буква Ф – Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Буква Х – Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
Буква Ц – Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.
Буква Ч – Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Буква Ш – Шалуны, прибавьте шагу! Скорей несите мушкетёру шпагу.
Буква Щ – щёголь щётку уважает, щёткой щёголь пыль счищает.
Буква Ъ и Ь – Мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно. А упрямый Твёрдый знак кепку носит только так.
Буква Э – Экскаватор землю роет, школу детям строят.
Буква Ю – Юнга – будущий матрос – южных рыбок нам привёз.
Буква Я – Вы запомнили, друзья, Я в алфавите – последняя!

Лента букв.

Наши буквы нам расскажут
И конечно же покажут,
Что нам азбука дала,
Как учила нас она.

Задание: Закончите фразу:

- Всё, что мы говорили – это…
- Речь бывает…
- Мы не можем видеть…

Что бы сделать звук видимым, надо обозначить его…

(речь, устная и письменная, звук, буквой)

Слоговица.

Рыдают буквы в каждой строчке:
От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте.

-жик, -зина, - тик, - пус, -мушка;
-тина, - тошка, - та, -ман, -тон.

(Ответ: коржик, корзина, кортик, корпус, кормушка; картина, картошка, карта, карман, картон.)

Ударение.

Ударный слог,
Ударный слог,
Он назван так не даром.
Эй невидимка молоток,
Отметь его ударом!

Задание: Поставьте ударение в словах.

Варианты: Чайка, майка, гайка, папа, мама, кочан, пенал, пожар, собака, машина, малина.

Предложение.

- Составьте из слов предложения.

Варианты слов: снег, светит, прилетят птицы, тает, весеннее, весна, солнце, скоро, перелётные

Задание: Составьте схемы к этим предложениям

Вспомни правило (кроссворд).

В сочетаниях Жи-Ши
Только И всегда пиши!
В сочетаниях Ча-Ща
Пишем только букву А!
В сочетаниях Чу-ЩУ
Пишут только букву У!

III. Расскажи сказку (иллюстрации к сказкам).

Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок!

IV. Итог урока.

Вы показали, что азбука вас многому научила. Отправляйтесь смело дальше в страну Знаний!

Приложение.