Урок математики в 4-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Нахождение неизвестного вычитаемого"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять умение находить неизвестное вычитаемое по известным уменьшаемому и разности (остатку) и проверять правильность решения.
  2. Развивать мыслительные операции – анализ и синтез, зрительную и слуховую память.
  3. Воспитывать аккуратность и опрятность при выполнении письменных работ.

Оборудование: М.Н.Перова. Учебник “Математика” 4 класс; таблицы умножения чисел 1-9; таблица названий компонентов при арифметических действиях; таблицы нахождения неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; карточки - задания для индивидуальной самостоятельной работы.

Эскиз оформления доски:

Уменьшаемое Вычитаемое Разность
7 Х = 4
Уменьшаемое Вычитаемое Рразность
Х = 7 4

 

О Д М Ы О Ц Л
10 30 8 6 35 48 90

Дополнительная доска:

18 : 9 * 4
8 - х = 4
20 - х = 14
75 - х = 35
54 : 6 + 1
2 * 5 * 9
49 : 7 * 5
5 + 5 * 5
72 : 8 - 3

Ход урока

1. Минутка чистописания.

- Прописываем цифры 3 и 8;
- Не забываем о правилах посадки.

2. Устный счет.

1) Математический диктант.

- Проверим знание таблицы умножения и умение делить по ней.
- Давайте повторим, как называются компоненты при:

Умножении (множитель, множитель, произведение);
Делении (делимое, делитель, частное);

- В математическом диктанте вы записываете только ответы табличного умножения и деления через запятую.

5 * 6 35 : 7 40 : 4 9 * 9 4 * 8
63 : 9 9 * 3 45 : 5 56 : 8 7 * 2

Проверка – цепочкой (30, 7, 5, 27, 10, 9, 81, 7, 32, 14)

2) Решение задачи в стихотворной форме.

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих –
Сколько каждому из них?

(9 шишек : 3 = 3 шишки)

3. Проверка домашнего задания (выборочно).

Учебник, стр.137, № 36

х = 4
х = 6
х = 40

1 ученик у доски решает 3 примера на нахождение неизвестного вычитаемого (дополнительная доска)

4. Работа над правилом.

- Как найти неизвестное вычитаемое?

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность (остаток).

5. Решение примеров на нахождение неизвестного вычитаемого с проверкой.

Учебник, стр. 137, № 7

18 - х = 9 36 - х = 12 80 - х = 46
х = 18 - 9 х = 36 - 12 х = 80 - 46
х = 9 х = 24 х = 34
Проверка Проверка Проверка
18 - 9 = 9 36 - 24 = 12 80 - 34 = 46
9 = 9 12 = 12 46 = 46

Ответы 2-го и 3-го столбика:

х = 9 х = 27
х = 18 х = 64
х = 27 х = 27

(3-й столбик решают сильные ученики самостоятельно).

6. Физминутка.

Упражнения на расслабление мышц

- Встали возле своих парт и расслабили руки и ноги.
- Закинули головки назад и уронили их вперед на грудь (3 раза).
- Подняли правую руку вверх и уронили ее вниз (3 раза).
- Подняли левую руку вверх и уронили ее вниз (3 раза).
- Отвели правую ногу в сторону и стряхнули ее (3 раза).
- Отвели левую ногу в сторону и стряхнули ее (3 раза).
- Сели на свои места.

7. Задача.

Учебник, стр.138, № 18

Чтение про себя, чтение 1 ученика вслух, чтение хором текста задачи

- О чем говорится в задаче? (О домах)
- Что с ними делали? (Строили)
- Когда строили дома? (В мае и в июне)
- Сколько домов выстроили в мае? (16 домов)
- А в июне? (Несколько – неизвестно)
- Что ещё известно в задаче? ( Всего за два месяца выстроили 35 домов)
- Что нужно найти в задаче? ( Сколько домов выстроили в июне?)
- Какие главные слова запишем в кратком условии?

Решение:

Сколько домов выстроили в июне?

35 д. - 16 д. = 19 д.

Ответ: 19 домов

8. Нахождение вычитаемого в таблице.

Учебник, стр.138, № 14

- Заполним таблицу. Какие в ней компоненты? ( Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Что нужно найти? (Неизвестное вычитаемое)
- Как его будем искать? ( Нужно из уменьшаемого вычесть разность)
- В таблицу записываем только числа и ответы, а решаем примеры в столбик под таблицей.
- 6 примеров решаем цепочкой по одному, остальные 5 примеров – для сильных учеников.

9. Итог урока.

- Мы сегодня находили неизвестное вычитаемое. Повторим правило, с которым работали. (1-2 ученика)
- Для того чтобы узнать, как вы поработали на уроке, какую похвалу заработали, нужно решить несколько примеров, правильно расставить буквы и расшифровать похвальное слово.
- Каждому ответу примера соответствует своя буква.

18 : 9 * 4 = 8 – М
54 : 6 + 1 = 10 – О
2 * 5 * 9 = 90 – Л
49 : 7 * 5 = 35 – О
5 * 5 + 5 = 30 – Д
2 * 3 * 8 = 48 – Ц
72 : 8 - 3 = 6 – Ы

10. Домашнее задание.

Учебник, стр. 138, № 19

Индивидуальная работа.

Учащиеся решают примеры и выполняют чертеж по заданию из полученной индивидуальной карточки.