Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями рекламного текста, научить составлять рекламные слоганы, определять средства выразительности;
- Развивать навыки устной и письменной речи, мышление, память, творческие способности учащихся;
- Содействовать воспитанию любознательности, интереса к изучению родного языка.
Оборудование: диск с фильмом “Как мужик корову продавал”, карточки с индивидуальными заданиями для капитанов команд, жетоны - “еврики”.
ХОД УРОКА
1. Организация класса на работу:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, потому что на нем вам придется проявить свои знания не только по русскому языку, но и по другим дисциплинам. Мы с вами будем соревноваться в знаниях по командам (3 ряда - 3 команды). Каждый правильный ответ оценивается жетоном - “евриком”.
Чем больше правильных ответов, тем больше на счету команды. Так в конце урока мы узнаем не только имена лучших знатоков, но и команду победителя. По количеству набранных жетонов вы получите и оценки.
2. Словарная работа в форме лексического диктанта:
А о чем у нас пойдет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд и записав в тетради получившиеся слова. Ну что ж, начнем:
1-ое слово – термин, означающий соперничество
между отдельными лицами и организациями в
достижении определенных целей (конкуренция);
2-ое слово - термин, означающий официальное
разрешение на какой-либо вид
предпринимательской деятельности (лицензия);
3-е слово - название ценной бумаги, дающей право на
получение дивидендов (акция);
4-ое слово - исключительное право на производство,
торговлю, промысел и т.п., принадлежащее одному
лицу или государству (монополия);
5-ое слово – термин, означающий свободное место
или незанятую должность (вакансия);
6-ое слово - специалист по управлению, организации
в какой либо области бизнеса (менеджер);
7-ое слово - название денежных единиц других стран
(валюта).
Таким образом, у нас получилось по вертикали еще одно слово, которое и называет тему нашего урока.
На доске кроссворд:
3. Формулировка цели и задач урока:
- Итак, тема нашего урока – реклама. Но ведь у нас не урок экономики! С какой точки зрения мы можем ее рассматривать на уроке русского языка? Верно, сегодня мы будем изучать текст рекламы. Давайте вспомним значение этого слова. Попробуйте сами сформулировать определение! А вот как дается определение в словаре экономических терминов: “Реклама-это информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них”.
- Запишите в тетрадях слово реклама и образуйте от него однокоренные слова разных частей речи. Назовите способ образования этих слов (В тетрадях появляется запись: реклама – рекламный, рекламодатель, рекламировать, рекламируемый, рекламируя).
4. Просмотр мультфильма “Как мужик корову продавал” (4 минуты).
- Так какова же цель рекламы? (Доказать, что
данный товар - самый лучший).
- Давайте посмотрим фильм и попробуем определить
основные особенности рекламного текста.
- Ну что же, как вы поняли, если правильно
рекламировать, то можно продать даже самый
неходовой товар
- А почему сам хозяин не смог продать свою корову? Какие ошибки он допустил? Каким требованиям должен отвечать текст рекламы? (точность, конкретность, логичность, убедительность, простота, доходчивость, оригинальность и выразительность).
- Да, именно так можно доказать, что рекламируемый товар самый лучший. Попробуйте написать как можно больше синонимов к слову лучший, которые можно использовать в продвижении какого-либо товара на рынке (В тетрадях появляются запись: лучший - избранный, первый, первоклассный, превосходный, классический, рафинированный).
- Да, не случайно говорят: “Реклама - двигатель торговли!”. А нужно ли в этом предложении ставить тире?
5. Игра “ДА-НЕТ”.
- Давайте поиграем в игру “ДА – НЕТ”-ку. Я буду вам читать предложения, и если в них надо ставить тире, вы будете записывать в тетрадь цифру 1, а если нет, то цифру 0. А потом проверим, что у вас получилось, поменявшись тетрадями с товарищами по парте.
1. Вся реклама- это хорошие новости (М.Макмоэн);
2. Всякая реклама есть средство отделить человека
от его денег (Дж.Пристли);
3. Менеджмент, коммерция, бухучет, аудит – все
профессии, которые можно получить в Кемеровском
институте коммерции;
4. Реклама может убедить человека купить
некачественный товар, но только один раз (Д.Ошлви);
5. Реклама- это имя вещи (В.Маяковский);
6. Единственные настоящие поэты нашего времени
служат в рекламных агентствах (Уильямс
Теннеси);
7. Наш главный капитал - доверие наших клиентов;
8. Реклама- средство заставить людей нуждаться в
том, о чем они раньше не слыхали (М. Ларни);
9. Он бизнесмен, предприниматель, он важный
человек.
Проверка ответов по образцу на доске: 1,0,1,0,1,0,1,1,0
- Поднимите руку те, у кого нет ошибок! У кого 1-2 ошибки? Ну что же, я вижу, вы хорошо усвоили правило постановки тире в простом предложении. Продолжим урок.
6. Работа над определением структуры рекламы.
- Все вы часто видите рекламу по телевизору, изучаете ее на уроках экономики. Можете ли вы ответить на вопрос: из каких частей должна состоять реклама? Запишите в тетради:
а) Лозунг, обращение,
б) Информация;
в) Призыв к действию;
г) Адрес рекламодателя.
- А главное в рекламе – яркий, запоминающийся слоган.
(Слоган - краткая афористичная фраза, выражающая основную идею рекламы, ударная строка. В переводе с англ. языка - боевой клич.)
- Какое место занимает слоган в рекламе, где он располагается? (чаще всего в конце текста, чтобы текст рекламы получился ярким и запоминающимся). Авторы рекламы используют самые разные средства выразительности. Какие вы знаете средства выразительности?
7. Упражнения в определении средств выразительности в рекламе.
7.1. Задание командам:
- Давайте попробуем определить, какие средства (тропы и фигуры) использованы в данных слоганах:
А) “Персил – колор”. Краски ярче лета!
(сравнение);
Б) Майонез “Оливьез” - король салатов!
(гипербола);
В) Простые решения сложных задач. Инфосистемы.
“Джет” (антитеза);
Г) “Веселый молочник” - весело живется! (повторы)
и т.п.
7.2. Конкурс капитанов:
- А теперь к доске приглашаются капитаны от каждой команды. Им предлагаются индивидуальные карточки со слоганами, и они по очереди должны назвать средства выразительности. За каждый верный ответ они получают жетоны - “еврики”.
- Если они будут затрудняться, вы можете
помогать им отвечать.
- Итак, получите задания:
Какие средства выразительности использованы в данных слоганах?
Задание 1-му капитану:
1. Напиток “Миринда”: взрыв вкуса! (звукопись:
аллитерация);
2. “Пепси”: бери от жизни все! (фразеологизм);
3. “ИНДЕЗИТ”: Мы работаем - вы отдыхаете! (антитеза).
Задание 2-му капитану:
1. Чистота - чисто “Тайд” (каламбур);
2. “Домодедовские авиалинии”. В небе, как дома! (сравнение);
3. “Стиморол” - вкус на грани возможного! (гипербола).
Задание 3-му капитану:
1. Минимум времени - максимум покупок! (антитеза);
2. “Геокс” - обувь, которая дышит! (олицетворение);
3. “Лада”- ключ к дорогам России! (метафора).
- Итак, подведем итоги: лучше всех справился с заданием капитан команды № … и принес наибольшее количество “евриков” своей команде. Молодец!
8. Практическая работа по созданию рекламных текстов в группах:
- Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты.
- Сейчас я предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию имени бренда (названию товара) и слогана в группах:
Задание для 1 команды
Фирма изготавливает кроссовки, которые собирается назвать “Победа”. Выпускаются 3 разновидности: детские, мужские, женские.
Предложите свое название для кроссовок каждой разновидности. Придумайте слоган для всей серии.
Задание для 2 команды
Фирма выпускает сливочное мороженое с орехами “ПОДСНЕЖНИК”. Планируется выпуск “ПОДСНЕЖНИКА” со следующими добавками: шоколадом, джемом, вафельной крошкой.
Назовите каждый вид мороженого, сохраняя связь с “Подснежником”, и придумайте общий слоган для всех “ПОДСНЕЖНИКОВ”.
Задание для 3 команды
Кондитерская фирма выпускает карамель со вкусом яблока, вишни, кокоса и банана.
Придумайте название для серии, каждого вида и общий слоган для всех конфет.
9. Выступления команд с придуманной рекламой и оценка их работы
(по 2 минуты на ответ)
10. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся
- Понравился ли вам наш урок? Что нового узнали? Чему научились?
Попробуйте найти ошибки в рекламных текстах:
А) Меховой салон “Золотое руно” предлагает
каракулевые, мутоновые и детские шубки.
Б) Салон “Светал” представляет одежду
преуспевающих мужчин.
В) Выставка - продажа российских ювелирных
заводов.
- А теперь давайте подсчитаем количество набранных вами “евриков” и поздравим команду - победителя!
11. Домашнее задание на выбор:
а) Придумать рекламный текст для нашей
гимназии;
б) Написать сочинение - репортаж с урока.