Урок математики в 6-м классе по теме "Решение задач на умножение и деление обыкновенных дробей". Интеграция темы программы "Здоровье" — "Гигиена труда и отдыха"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний при закреплении умения решения задач.
  2. Способствовать грамотному усвоению темы “ Нахождение дроби от числа” на примерах решения задач, отработке практических навыков умножения обыкновенных дробей, вызвать познавательный интерес учащихся к занятию.
  3. Содействовать развитию у школьников умения анализировать полученный результат, расширению знаний о понятии “Здоровый образ жизни”.Развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работы.

Форма урока: решение задач, беседа, обсуждение результатов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. Сообщение темы и задач урока. Раздача карточек с заданиями для урока каждому ученику (Приложение №1).

2. Актуализация опорных знаний.

1) Проведем “зарядку” для ума.

Считаем по карточкам для устного счета “цепочкой” с коррекцией знаний.

2) Вспомним алгоритмы выполнения умножения дробей.

Из примеров, записанных на доске, выберете тот, где применяется данное правило.

4 6 ; ; 1 2 ; ; найти от 36.

- Как умножить обыкновенную дробь на натуральное число?
- Как умножаются обыкновенные дроби?
- Как умножаются смешанные числа?
- Как применяется распределительное свойство при умножении дробей?
- Как найти дробь от числа?

3) Из букв соответствующих верным решениям составьте слово.

1) С – 3 = 1,5;
2) О – 10 = ;
3) Т – 3 = ;
4) М – = ;
5) Р – 1 = ;
6) Е – 0,6 10 = 6;
7) С – 5 3 = 17;
8) А – 1,2 0,5 = 6;
9) С – = .

Cлово: СТРЕСС

На доску прикрепляется картинка, изображающая стрессовое состояние.

(Приложение №2)

Комментарий учителя.

Стресс – состояние повышенного нервного напряжения, вызванное каким-либо сильным раздражителем, сильной усталостью, утомлением.

Умеренное утомление быстро проходит при смене вида деятельности, при отдыхе.

В случае недостаточного отдыха утомление переходит в переутомление. Оно проявляется в расстройствах сна, потере аппетита, головных болях.

3. Решение задач.

Задача №1.

Повышенную работоспособность человек испытывает 2 раза в день с 9ч до 13ч и с 19ч до 21ч вечера. Какую часть суток человек испытывает прилив сил? Выразите ответ дробью и в процентах.

Задача №2.

Из 30 учащихся 6 класса, часть всего количества регулярно недосыпает 1ч в день, часть 2 часа в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за 1 учебный день?

На доску прикрепляется картинка с изображением спящего человека.

(Приложение №3)

Комментарий учителя.

Сон – это физиологическое состояние человека, которое характеризуется полной недвижимостью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители.

Продолжительность сна ученика 6-го класса должна быть не менее 9-10 часов.

Сон является отдыхом для организма, но самым активным отдыхом считаются игры и прогулки на свежем воздухе.

Все люди по биологическим ритмам делятся на три группы: “совы”, “голуби” и “жаворонки”.

На доске картинки с изображением этих птиц.

(Приложение №4)

Комментарий учителя.

“Совы” – это люди, которые засыпают за полночь, встают поздно и с трудом, такие люди легко переносят перегрузки, быстро восстанавливаются.

“Жаворонки” – просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, более чувствительны к перегрузкам, стрессовым состояниям.

“Голуби” занимают промежуточное положение, но ближе к “жаворонкам”.

Задача №3.

Из 30 учащихся 6-го класса составляют “жаворонки”, – “голуби”, оставшуюся часть составляют “совы”.

Учитель:

- Сколько человек в классе смогут активно участвовать в работе на первом уроке?
- Сколько человек присоединится к ним на втором уроке?
- Какое количество детей окончательно проснется только к третьему уроку?

После решения задачи спросить у учащихся, кто из них считает себя “совой”, “жаворонком” или “голубем”?

Количество записать на доске.

Физкультминутка.

1.Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
2. Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
3. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища.

Учитель: А сейчас мы узнаем как шум влияет на здоровье.

На доске картинки с изображением шумного веселья, дискотеки.

(Приложение №5)

Задача №4.

Нормальным уровнем шума является шум в 30 дб.

Уровни шума, составляющие 1 от уровня шума громкого разговора, запрещены на производстве, как наносящие вред здоровью. А уровень шума громкого разговора составляет 2 от нормального шума, не вредящего здоровью.

Учитель: Выясните, какой шум создают галдящие шестиклассники, и на сколько они тише заводских станков?

После решения задачи записать на доске: 30 дб – нормальный уровень шума, 110 дб создают усилители дискотек, 192 дб смертельны для человека.

Комментарий учителя.

При работе в интенсивном шуме у ребят снижается внимание, увеличивается количество ошибок, появляются головные боли и даже ухудшается зрение.

Завсегдатаи дискотек часто глохнут ещё не достигнув 20-ти летнего возраста.

Это же грозит любителям слушать музыку через наушники.

По мнению ученых, цвет и интерьер комнаты отражает привычки человека, во многом определяя его настроение и самочувствие.

- Выполнив тестовую работу, вы узнаете, каково это влияние.

Задание №5. Тестовая работа (задания написаны на доске).

Решите уравнения и по числам, соответствующим правильным ответам, определите, как влияют окружающие цвета на состояние человека.

красный 2 Х 1= 5

– грусть;
– спокойствия;
1 – активность и раздражительность;
1– собранность.

желтый У 18 1= 66

21 – рассеянность;
0,2 – пассивность;
2 – активность и оптимизм;
3 – пассивность и слабость;
0,3 – тоска.

зеленый Х 1 10 = 26

13 – возбуждение;
2 – спокойствие;
2,6 – агрессивность;
0,2 – утомление.

синий 5 Х = 1

0 – агрессивность;
2 – открытость;
1 – нежность;
5 – раздражительность.

На доске картинки с интерьерами разных цветов. (Приложение №6)

Четыре ученика выполняют по одному заданию на крыльях доски, проверяет учитель.

После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями и проверяют работы.

Ученики, которые были у доски, комментируют своё решение.

Комментарий учителя.

Красный цвет – дает активность и раздражительность.
Желтый цвет – дает активность и оптимизм, является символом счастья.
Синий цвет – навевает нежность.
Зеленый цвет – расслабляет и успокаивает. Это цвет постоянства, терпения и надежды.

Выбирая цветовую гамму комнаты, надо принимать во внимание и её освещенность.

Достаточная освещенность замедляет развитие утомления.

Учитель:

- Какой цвет вы бы предпочли для вашей комнаты?
- Кто из вас правильно решил 4 уравнения?

Эти ученики получают оценку “5”, остальные дома сделайте работу над ошибками.

4. Постановка домашнего задания.

1) Запишите данные по которым вычислите: сколько % учеников вашего класса являются “совами”, “жаворонками” и “голубями”.
2) Задача из учебника № 500 стр. 81.
3) Сделать работу над ошибками к самостоятельной работе.

5. На доску прикрепляется плакат с кроссвордом.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, что является самым главным в жизни человека.

1. Часть прямой, с двух сторон ограниченная точками.
2. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда.
3. Название действия a + b.
4. Прибор для построения окружности.
5. .
6. Название действия a b.
7. Знак сравнения.
8. Мера площади, равная 10000 м.

6. Итог урока.

Учитель:

- Какие правила умножения дробей вы повторили на уроке?
- При выполнении заданий и решении задач на умножение дробей, нахождение дроби от числа и выражать её в % вы узнали:

1) Что такое стресс;
2) Сколько времени должен спать шестиклассник, чтобы чувствовать себя отдохнувшим;
3) Как шум влияет на состояние здоровья;
4) Какой цвет интерьера предпочтителен и почему.

- Оценивание работы учащихся.