ТЕМА УРОКА: “Решение задач”.
ЦЕЛИ:
- продолжать обучение решению задач;
- развивать умение устанавливать зависимость между известными и неизвестными величинами, условием и вопросом посредством моделирования задач, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к здоровью, формировать основы здорового образа жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, карточки с числами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Давайте посмотрим друг другу в глаза
Теперь улыбнемся и скажем: “Пора!
Пора начинать наш первый урок!”
Тихонько садитесь, время не ждет.
2. Актуализация опорных знаний
2.1. (На доске карточки с числами:8, 16, 26, 15, 10, 38, 30)
Задания: - Назвать числа в порядке увеличения, уменьшения.
- Какие числа можете разложить на сумму одинаковых слагаемых?
На сумму разрядных слагаемых?
- Из каких трех чисел можно построить равенство? Постройте. Укажите целое и части.
2.2. Соотнесите равенство и рисунок. Добавьте свое равенство к рисунку.
Что можно сказать о целом по отношению к частям? О частях по отношению к целому?
3. Актуализация необходимых знаний.
(Запись в тетради: Дата. )
1. – Сегодня мы будем решать задачи и одновременно поговорим о витаминах, так необходимых нашему организму.
Стихотворение Ю.Тувима “Овощи”
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-х!
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. О-о-х!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-х!
Накрытые крышкою в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. О-о-х!
И суп овощной оказался неплох.
- Какие же овощи полезнее спросим у дедушки-овощевода.
(Появляется картинка дедушки)
Дедушка хитрый и сразу отвечать на наш вопрос не хочет.
Дедушка.- Чтобы вырастить овощи, надо много потрудиться. Потрудитесь, дети, и вы.
Учитель. -Решим задачу. Прослушайте внимательно, подумайте, как изобразим схемой.
3.2. Задача. С овощной делянки сняли 18кг. овощей. Из них 5кг огурцов, свеклы столько же, сколько огурцов, остальные – морковь. Сколько килограммов моркови собрано?
Является ли этот текст задачей? Докажите.
Построение моделей.
- Назовите известные величины, неизвестные. Что можете о них сказать?
- Что можете сказать о числе 5 по отношению к числу18?
- Что можете сказать о числе 18 по отношению к числу 5?
- Что можете сказать о неизвестном числе по отношению к числу 18?
- Что можете о числе 18 по отношению к неизвестному числу?
- Что неизвестно? Как найти, составьте числовое выражение.
Запись: 18-5-5=8(кг)
Ответ: 8кг моркови.
Дедушка отдает карточку с числом 8.(на обратной стороне - морковь – витамин А) Что вы знаете о пользе моркови? (Морковный сок оказывает общеукрепляющее, противовоспалительное, обезболивающее, ранозаживляющее действие. Ценны не только корнеплоды, но и ботва (листья), из них можно приготовить приправу к мясным блюдам.)
ФИЗМИНУТКА
Для глаз с карандашом.
3.3.Дедушка тоже увлекся математикой, он предлагает нам составить задачу по схемам: (простая и составная задачи)
- Чем похожи и чем отличаются схемы? Составная – еще не задача, ее надо дополнить.
(Дети предлагают свои варианты текстов задач с показом по схемам.)
- Одинаковым или разным будет решение? От чего это зависит?
Устное решение задач.
№1 | 10+6=16(кг) | №2 | 10+10+6=26(кг) |
Дедушка отдает карточки с числами 16(перец – С), 26(капуста – С).
(Наш организм не производит витамин С(аскорбиновая кислота), поэтому его необходимо принимать ежедневно. Чтобы получить суточную норму витамина С, достаточно 1 свежего сладкого перца или 200г свежей капусты.)
ФИЗМИНУТКА
Для мышц – потянуться, руки в стороны, потянуться влево, вправо, вверх. Встать, упражнения с книгой.
3.4. Работа в парах по карточкам со схемами задач. Задание: составить задачу, соответствующую схеме.
Устные ответы у доски с показом условия и вопроса задачи по схеме.
3.5. Задача. Из 65 килограммов собранных овощей 50кг дедушка отнес в детский сад.
(Построение моделей задач)
Задание: подберите вопрос, который требует решения.
Вопросы:
- Сколько фруктов собрано?
- Сколько овощей собрано?
- Сколько фруктов у него осталось?
- Зачем он отнес фрукты в детский сад?
Третий вопрос требует решения:
Запись:65-50=15(кг)
Последний вопрос подходит к условию, но это уже не будет задачей.
4. Итог урока
- Какие виды задач мы сегодня решали?
- Из каких частей состоит задача?
- Какое условие должно соблюдаться при составлении задачи?
- Что вы сегодня еще узнали полезного для себя от дедушки?
Говорим ему:
- До свидания!
Дедушка. –Ешьте больше овощей!
Будете здоровы!
Дополнительный материал.
У дедушки есть внуки, такие же, как и вы. Одного из них зовут Кузя. И дедушка любит придумывать для них задачки.
1. Младенец Кузя орет, как резаный 5 часов в сутки и спит как убитый 15 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми, доступными ему способами. Сколько часов в сутки Кузя радуется жизни?
2. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой, получится 59кг. Если взвесить бабушку без Кузи, получится 54кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
3. Кузя любит дрессировать свою любимую собаку. Когда собака стоит на 2 ногах, она весит 3кг. Сколько она весит, когда стоит на 4 ногах?
4. У старшего брата 2 конфеты, а у младшего12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?