Урок математики во 2-м классе, программа "Гармония". Тема "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА УРОКА: “Решение задач”.

ЦЕЛИ:

  • продолжать обучение решению задач;
  • развивать умение устанавливать зависимость между известными и неизвестными величинами, условием и вопросом посредством моделирования задач, логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к здоровью, формировать основы здорового образа жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, карточки с числами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Давайте посмотрим друг другу в глаза

Теперь улыбнемся и скажем: “Пора!

Пора начинать наш первый урок!”

Тихонько садитесь, время не ждет.

2. Актуализация опорных знаний

2.1. (На доске карточки с числами:8, 16, 26, 15, 10, 38, 30)

Задания: - Назвать числа в порядке увеличения, уменьшения.

- Какие числа можете разложить на сумму одинаковых слагаемых?

На сумму разрядных слагаемых?

- Из каких трех чисел можно построить равенство? Постройте. Укажите целое и части.

2.2. Соотнесите равенство и рисунок. Добавьте свое равенство к рисунку.

Что можно сказать о целом по отношению к частям? О частях по отношению к целому?

3. Актуализация необходимых знаний.

(Запись в тетради: Дата. )

1. – Сегодня мы будем решать задачи и одновременно поговорим о витаминах, так необходимых нашему организму.

Стихотворение Ю.Тувима “Овощи”

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-х!
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. О-о-х!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-х!
Накрытые крышкою в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. О-о-х!
И суп овощной оказался неплох.

- Какие же овощи полезнее спросим у дедушки-овощевода.

(Появляется картинка дедушки)

Дедушка хитрый и сразу отвечать на наш вопрос не хочет.

Дедушка.- Чтобы вырастить овощи, надо много потрудиться. Потрудитесь, дети, и вы.

Учитель. -Решим задачу. Прослушайте внимательно, подумайте, как изобразим схемой.

3.2. Задача. С овощной делянки сняли 18кг. овощей. Из них 5кг огурцов, свеклы столько же, сколько огурцов, остальные – морковь. Сколько килограммов моркови собрано?

Является ли этот текст задачей? Докажите.

Построение моделей.

- Назовите известные величины, неизвестные. Что можете о них сказать?

- Что можете сказать о числе 5 по отношению к числу18?

- Что можете сказать о числе 18 по отношению к числу 5?

- Что можете сказать о неизвестном числе по отношению к числу 18?

- Что можете о числе 18 по отношению к неизвестному числу?

- Что неизвестно? Как найти, составьте числовое выражение.

Запись: 18-5-5=8(кг)

Ответ: 8кг моркови.

Дедушка отдает карточку с числом 8.(на обратной стороне - морковь – витамин А) Что вы знаете о пользе моркови? (Морковный сок оказывает общеукрепляющее, противовоспалительное, обезболивающее, ранозаживляющее действие. Ценны не только корнеплоды, но и ботва (листья), из них можно приготовить приправу к мясным блюдам.)

ФИЗМИНУТКА

Для глаз с карандашом.

3.3.Дедушка тоже увлекся математикой, он предлагает нам составить задачу по схемам: (простая и составная задачи)

- Чем похожи и чем отличаются схемы? Составная – еще не задача, ее надо дополнить.

(Дети предлагают свои варианты текстов задач с показом по схемам.)

- Одинаковым или разным будет решение? От чего это зависит?

Устное решение задач.

№1 10+6=16(кг) №2 10+10+6=26(кг)

Дедушка отдает карточки с числами 16(перец – С), 26(капуста – С).

(Наш организм не производит витамин С(аскорбиновая кислота), поэтому его необходимо принимать ежедневно. Чтобы получить суточную норму витамина С, достаточно 1 свежего сладкого перца или 200г свежей капусты.)

ФИЗМИНУТКА

Для мышц – потянуться, руки в стороны, потянуться влево, вправо, вверх. Встать, упражнения с книгой.

3.4. Работа в парах по карточкам со схемами задач. Задание: составить задачу, соответствующую схеме.

Устные ответы у доски с показом условия и вопроса задачи по схеме.

3.5. Задача. Из 65 килограммов собранных овощей 50кг дедушка отнес в детский сад.

(Построение моделей задач)

Задание: подберите вопрос, который требует решения.

Вопросы:

- Сколько фруктов собрано?

- Сколько овощей собрано?

- Сколько фруктов у него осталось?

- Зачем он отнес фрукты в детский сад?

Третий вопрос требует решения:

Запись:65-50=15(кг)

Последний вопрос подходит к условию, но это уже не будет задачей.

4. Итог урока

- Какие виды задач мы сегодня решали?

- Из каких частей состоит задача?

- Какое условие должно соблюдаться при составлении задачи?

- Что вы сегодня еще узнали полезного для себя от дедушки?

Говорим ему:

- До свидания!

Дедушка. –Ешьте больше овощей!

Будете здоровы!

Дополнительный материал.

У дедушки есть внуки, такие же, как и вы. Одного из них зовут Кузя. И дедушка любит придумывать для них задачки.

1. Младенец Кузя орет, как резаный 5 часов в сутки и спит как убитый 15 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми, доступными ему способами. Сколько часов в сутки Кузя радуется жизни?

2. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой, получится 59кг. Если взвесить бабушку без Кузи, получится 54кг. Сколько весит Кузя без бабушки?

3. Кузя любит дрессировать свою любимую собаку. Когда собака стоит на 2 ногах, она весит 3кг. Сколько она весит, когда стоит на 4 ногах?

4. У старшего брата 2 конфеты, а у младшего12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?