Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях;
- умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях;
- работать над развитием речи учащихся;
- повторение орфограмм.
Оборудование: доска, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявляется тема урока и записывается в тетрадь (Слайд №1)
2. Орфоэпическая разминка. Спишите слова, ставя в них ударение.Бало'ванный, ломо'та, зна'мение, и'конопись, мизе'рный, фо'рзац, ржа'веть, че'рпать, углуби'ть, катало'г, пуло'вер, столя'р.
3. Словарный диктант с самопроверкой. Проверьте свои орфографические навыки. (Слайд №2)
Активный, асфальт, будущее, гигантский, гостиная, комментатор, идеология, деятельный, конспект, прогресс, популярный, мировоззрение, оптимист, ориентир, регулярно, ресурсы, традиция, эффект, чествовать, экология, упорядочить.
4. Блиц-опрос (устно). Фронтальный опрос (Слайд №3,4,5)
5. Синтаксический разбор предложения (у доски)
Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
6. Переделать сложные предложения с союзами в бессоюзные сложные предложения. (Слайд №6)
Спектакль кончился, и зрители стали расходиться по домам.
Я знаю, что вы терпеливо преодолеваете трудности.
7. Анализ текста (у каждого на парте).
Его к…бинет всегда был для меня неожиданностью то был к…бинет учёного. В к…бинете пр(е, и)обладали иностранные и старинные книги старые журналы к...зались у него на полках новехонькими. Мне бросились в глаза книги по язык..знанию и я впервые вспомнил что А.Блок по своему образованию филолог. В комнате был уют и покой устойчивой размеренной, надолго загаданной жизн… а он проживающий в ней казался воплощением бездомности не уюта катастрофы и гибели.
- Выразительно прочитайте текст.
- Озаглавьте текст.
- Определите тип речи текста.
- Определите стиль текста.
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
8. Закрепление в форме тестовых заданий (Приложение).
9. Вывод. Итог.
- Какие предложения называются бессоюзными?
- В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая, точка с запятой?
- Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, тире?
Домашнее задание. Найдите текст с бессоюзными сложными предложениями научно-популярного стиля.