Уроки в 7 — 9-х классах по теме "Герой и защитник Отечества"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • охарактеризовать народный идеал защитника Родины на примере Георгия Победоносца, средневекового рыцаря Роланда, Александра Невского;
  • развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • пробудить и воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры.

Жанр уроков: презентация.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация к уроку, учебник Г.И.Даниловой “МХК 7-9 классы”.

План уроков

  1. Оргмомент.
  2. Новый материал.
  3. Закрепление.
  4. Постановка д/з.

Ход 1-го урока

1. Начинается показ презентации. Слайд 1. Учитель объявляет тему и Слайд 2 цель уроков. Объясняет, что данная тема изучается на протяжении 3 уроков и итогом будет тестовая работа по теме.

2. Слайд 3. Вступительное слово учителя. Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.

“Быть человеком – значит быть патриотом”, – так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем. Ещё в древних летописях сказано: “Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть”.

Слайд 4. Учитель: Народный идеал защитника Родины – храбрый, мужественный воин, милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Таким идеалом стал Георгий Победоносец. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: “С родной земли умри – не сходи”.

Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?

Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III – начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.

Слайд 5. Учитель: Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь придавить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой”. Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашёной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем... А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.

Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

Слайд 6. Учитель: Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное итальянским мастером Донателло (13867-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина – победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле – отсюда он не отступит ни на шаг.

Не менее известна картина “Святой Георгий, поражающий дракона” (1502 г.), выполненная начинающим художником Рафаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.

Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося надыбы. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины – прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.

Слайд 7, 8. Предлагаю детям описать иконы.

Учитель: Вопрос: Какое из этих произведений произвело на вас особое впечатление?

Обучающиеся делятся своими впечатлениями об увиденном.

Слайд 9. Учитель: Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым – устроителем Земли Русской.

Учитель: Вопрос: Почему облик Георгия Победоносца представлен на гербе города Москвы?

3. Слайд 10. Постановка Д/З и переход по гиперссылке img1.gif (1767 bytes) на Слайд 2

Ход 2-го урока

1. Урок начинается с фронтального опроса:

  1. Каков народный идеал защитника Родины?
  2. Кому принадлежат слова: “С родной земли умри – не сходи”?
  3. Расскажите о жизни Георгия Победоносца.
  4. Какие из произведений и почему произвели на вас особое впечатление?

2. Новый материал.

Слайд 2. Переход по гиперссылке Средневековый рыцарь Роланд на Слайд 11. Учитель рассказывает о средневековых рыцарях, кодексе чести.

Время расцвета рыцарства – XII-XIV века. Звание рыцаря – это почётный титул благородного воина, строго следующего кодексу чести, согласно которому он должен защищать своё Отечество, проявлять бесстрашие в сражениях, быть верным своему сеньору (хозяину), оберегать слабых: женщин, вдов и сирот. Рыцарский кодекс чести гласил: “Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню”.

Переход на Слайд 12. Посвящение в рыцари.

Слайд 13. Рассказ о военных навыках рыцарей. Учитель: Военные навыки рыцарей формировались и оттачивались во время турниров, проводившихся по большим праздникам или в честь какого-то знаменательного события

Вопрос детям: Что вы знаете о военных навыках рыцарей?

Слайд 14. Рассказ о турнирах сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку. Учитель: Перед началом турнира подробно перечислялись все совершённые рыцарями подвиги, а иногда воспроизводились грандиозные сцены военных сражений. Самой распространённой формой турниров были поединки. Сражались верхом на конях притуплёнными копьями и мечами. Главной задачей было выбить противника из седла и нанести ему удар в грудь. Заканчивалось такое зрелище вручением призов победителю, который, как правило, посвящал свой подвиг даме сердца.

Слайд 15. Описание внешнего облика рыцаря: Учитель Представьте внешний облик средневекового рыцаря. Он восседает верхом на коне. Его тело защищает кольчуга с капюшоном. Позднее, с XIV века, когда было изобретено огнестрельное оружие, кольчугу сменили латы – металлические пластины, которые надёжно защищали рыцаря от ударов. Руки и ноги также закрывались металлическими чулками и перчатками. На голову одевался железный шлем с подвижным забралом, которое опускалось во время турниров и в сражениях.

Слайд 16. Оружие рыцаря. Учитель: В руках рыцарь держал меч или копьё, достигавшее четырех с половиной метров. Меч считался “самым благородным оружием”, его крестовидная форма напоминала Распятие, а шар на конце рукояти, две ручки и остриё символизировали три призвания рыцаря: защищать церковь, сражаться за короля и защищать свой народ. На щите изображались герб и девиз рыцаря.

Слайд 17. Рассказ о походах рыцарей сопровождается сменой картинок на слайде по щелчку Учитель: Жизнь средневековых рыцарей протекала в постоянных боях, впрочем, они с удовольствием пускались в опасные путешествия и походы. Смерть в бою расценивалась как подвиг мужества и геройства.

Слайд 18, 19. Учитель рассказывает о произведении литературы “Песнь о Роланде”. Главный герой, могучий и храбрый рыцарь Роланд, племянник французского короля Карла Великого, отважно защищает “милую”, “нежную” Францию:

Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
Неверным мы дадим великий бой.

Так говорит Роланд, полный решимости сражаться до конца. Его отряд окружён неприятелем во много раз превышающим по численности его войска. Враги подступают, в бою Роланд получают тяжёлую рану, но продолжает сражаться.

В последний момент он трубит в рог и подаёт знак Карлу, предупреждая его об опасности. Герой погибает, как и подобает доблестному рыцарю. Он пытается разбить свой меч, чтобы он не достался врагу. Роланд умирает, положив меч и рог себе на грудь, обратив лицо к Испании, откуда пришёл враг.

3. Вопросы для закрепления:

Слайд 20. Каждый вопрос появляется по щелчку

  1. Что представляет собой идеал благородного рыцарства?
  2. Какие качества рыцарей отражены в их кодексе чести?
  3. Что вы знаете о рыцарских турнирах и военных сражениях рыцарей?
  4. В чем заключается подвиг Роланда?
  5. Постановка домашнего задания. На Слайде 20 и переход по гиперссылке img1.gif (1767 bytes) на Слайд 2

Ход 3-го урока

1. Урок начинается с фронтального опроса:

  1. Расскажите об идеале благородного рыцарства в средние века.
  2. Какое воплощение нашел идеал рыцарей во французском народном эпосе – “Песнь о Роланде”?
  3. В чем заключается подвиг Роланда?

2. Новый материал.

Слайд 2. Переход по гиперссылке Александр Невский на Слайд 21.

Учитель рассказывает о народном герое защитнике Земли Русской Александре Невском. Александр Невский (князь Александр Ярославич, 1220-1263) – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Причиной тому были его многочисленные военные успехи, особенно победа у реки Невы в 1240 году. С “малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. За этот подвиг он получил имя Александра Невского. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера происходит знаменитое сражение, победа в котором сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси.

Описание картины Павла Корина, написанной в 1942 году. В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться “идеи стойкости, мужества, отваги... характер гордого и непокорного народа”. Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа.

Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали – столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они – как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения. Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: “Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост”. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

Слайд 22. Описание Александра Невского в “Житие…”

Учитель: “Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в “Житии”:

“И красив он был, как никто другой, и голос его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона”.

А вот, что рассказывает “Житие” о храбрости Александра Невского на Чудском озере:

“... Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью... Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться... и никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его... И прославилось имя его во всех странах, от моря Каспийского и до гор Араратских и по ту сторону моря Балтийского и до великого Рима”.

Слайд 23. Образ героя в произведениях искусства: в скульптуре, кино.

Подробный рассказ о фильме С. Эйзенштейна “Александр Невский”

Учитель: 1938 год. Над миром нависла реальная угроза фашизма. В это время особенно нужен был кинофильм, который вдохновил бы народ на защиту Отечества. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн (1898-1948) снимает “Александра Невского” – фильм о победе русского князя над немецкими рыцарями. Работа кипит. Даже сцены Ледового побоища решено снимать летом. Эйзенштейн возьмёт от зимы “лишь её формулу: тёмное небо и белый снег”. Специально созданные для этого бутафорские льдины выглядят на экране как настоящие.

В первых эпизодах фильма перед зрителем представали картины разорённой Руси: поле, усеянное человеческими костями и ржавыми доспехами. На нём зловещие вороны справляют мрачную тризну. Страна истощена и разграблена, много её жителей томится в плену. Русь собирает последние силы для борьбы с врагом. С запада движутся крестоносцы, а с востока – орда хана Батыя. Звучит набатный колокол, и, словно из-под земли, вырастают русские воины.

Вставайте, люди русские!

На славный бой, на смертный бой!

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).

На экране движутся крестьяне с вилами и косами, копьями и мечами. Наступает утро Ледового побоища. Мглистый туманный рассвет над недвижным озером. Замер русский лагерь... К нему приближается знаменитый стальной клин тевтонской “свиньи”. Лязгает, громыхает броня всадников. Расступаются ряды русских воинов перед строем крестоносцев. Ещё немного времени – и некогда непобедимые рыцари окажутся в окружении русских богатырей. Эта хитрость русского князя Александра Невского стоила неприятелю жизни...

Завязалась ожесточённая битва. В кучу смешались конные и пешие, мелькают мечи и копья. В ход идёт всё: косы и топоры, даже оглобли. Александр Невский надвинул шлем и внимательно наблюдает за боем. Теперь пора! Он ринулся на неприятельскую конницу. Звуки немецких рогов заглушают бойкие наигрыши ложечников. Властным языком музыки передаётся завет Александра Невского: “Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!”

Битва закончена. Лёд озера не выдержал тяжёлых доспехов рыцарей. Цепляясь за обломки льдин, под дробные и резкие звуки ударных инструментов исчезают под водой последние крестоносцы. Фильм завершается торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова встречают победителей. Народ празднует победу. Поют гудошники-скоморохи, звучат счастливые, радостные мелодии, высокие и звенящие: “Веселися, Русь!”

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников .

Если есть возможность, то можно показать фрагмент фильма “Александр Невский”

3. Закрепление

Вопросы:

  1. Почему Александр Невский является почитаемым и любимым в народе героем – защитником?
  2. Какое сражение легло в основу фильма “Александр Невский”, и какая знаменитая фраза героя стала крылатой?

4. Постановка Д/З на Слайде 24.

Презентация