Форма урока: нетрадиционная – урок открытых мыслей, урок творчества.
Идеи урока:
- через знания к развитию
- учить учиться, чтобы развиваться
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(звучит песня о дружбе)
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, мои новые друзья. Да-да, именно друзья, ведь я верю, что мы с вами сегодня обязательно подружимся. Меня зовут Л.В., а как вас зовут, я вижу (у детей бейджи). Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем:
- Кто же такой ДРУГ?
(Ответы детей)
СЛАЙД 1
УЧ.: Прочитайте как толкуется это слово в словаре .
А (имя) может прочитать красиво вслух.
- Тогда что же такое дружба?
Прочитайте, как толкуется это слово в словаре.
- А каким должен быть друг? Подберите слова-прилагательные.
5 самых важных качеств мы запишем на доске.
- А всегда ли так бывает?
СЛАЙД 2
Прочитайте задание и выполните его (сюжетные картинки).
Тема раздела, который мы изучаем, называется: (читаем хором)
Я И МОИ ДРУЗЬЯ.
ЦЕЛЬ: На этом уроке мы с вами будем читать, обсуждать, постараемся смоделировать титульные листы произведений Валентина Берестова и Эммы Мошковской.
И познакомимся с вашими авторскими сочинениями о вашем друге.
2. ПРОВЕРКА Д.З.
- Кто желает поделиться своими мыслями и прочитать своё сочинение?
- Кто автор сочинения?
- А как оно называется?
- В каком жанре написано это сочинение?
- А есть ли в этой работе титульный лист? Обложка?
Представляете, ведь мы с вами можем сами смоделировать титульный лист. Я вас сейчас научу.
3. ЗНАКОМСТВО С МОДЕЛИРОВАНИЕМ
Посмотрите, это будущий титульный лист. Сверху пишется автор,
внизу название произведения, а вот посередине мы будем обозначать жанр произведения при помощи фигур и цвета. Посмотрите (на доске показан набор цветных фигур по методике Л.Е.Ефросининой «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI века).
А теперь подберите модель к прослушанному сочинению. Объясните свой выбор.
ВЫВОД: Мы с вами рассмотрели сочинения разных жанров, но их всех объединяет тема.
4. НОВАЯ ТЕМА
- А что же объединяет творчество Валентина Берестова и Эммы Мошковской? Как вы думаете?
СЛАЙД 3
Валентин Дмитриевич Берестов был одним из учеников С.Я.Маршака и К.И.Чуковского.
Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, каким человеком был Берестов?
Да, он был очень добрым, весёлым человеком, который безмерно любил детей и посвятил им много произведений. Родился он 1 апреля, и чувство юмора этого дня пронёс через всю жизнь в шутках и розыгрышах. Один из сборников Берестова так и называется «Улыбка»
Одно из произведений Берестова посвящено игре. Оно так и называется «За игрой».
Чтение учителем.
- Какое чувство вызвало у вас это произведение?
- А с каким настроением его надо читать?
Откройте учебник на с.74 и прочитайте. Помните о настроении.
- Кто попробует прочитать вслух?
- Какова основная мысль произведения?
- Как играли дети?
- А что значит «дружба не кончается»?
А сейчас мы с вами создадим модель титульного листа этого произведения.
5. МОДЕЛИРОВАНИЕ (практическая работа)
6. ФИЗМИНУТКА (под песню «Танец утят»)
7. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Э. МОШКОВСКОЙ
- Играть – это здорово! - говорила Э. Мошковская.
СЛАЙД 4
Интонация её произведений такая «детская», что, кажется, произведения написаны не взрослой тётей, а маленьким ребёнком.
Послушайте. Чтение учителем.
- Какое чувство вызвало у вас это произведение?
- Как вы понимаете выражение: «Я ушёл в свою обиду …
Буду жить в ней все года!..»
8. МОДЕЛИРОВАНИЕ
А теперь трудное задание. Но, я думаю, у вас всё получится.
Попробуйте сами на чистом листе при помощи простого карандаша сделать модель этого произведения.
Дети догадались заменить цвет словами: жёлтый – Ж..
9. ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ
Сейчас вы будете читать это стихотворение.
А, чтобы почувствовать настроение героя, мы поиграем.
Я буду называть чувство, а вы его изображать соседу по парте.
РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ОБИДУ.
Вот с таким чувством и попробуйте прочитать.
- Одинаковое ли настроение у мальчика на протяжении всего стихотворения?
- Знаем ли мы на что обиделся герой?
- А как он себя ведёт? Прочитайте.
- Рад ли герой тому, что обида делась куда-то? Докажите словами текста.
- Что спасло мальчика от обиды?
- А может ли друг обидеть? Как вы думаете.
- Надо ли долго обижаться? Почему?
10. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
- Как вы думаете, существуют ли правила дружбы?
Я предлагаю вам создать «ПРАВИЛА ДРУЖБЫ» вашего класса.
Это задание вы будете выполнять, работая в парах. Чтобы было легче, быстрее и, конечно, интереснее.
Вам нужно из всех предложений выбрать одно, которое вы считаете самым важным. Пара, которая будет готова, поднимает руки вверх, взявшись вместе, затем выходит к доске и прикрепляет правило на плакат.
11. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.
Во все времена народ наблюдал за человеческими отношениями, и появлялись пословицы и поговорки.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?
СЛАЙД 5
Объясните смысл данных пословиц.
12. РЕФЛЕКСИЯ (звучит мелодия саксофона)
А теперь сядьте поудобнее и подумайте о том, что же сегодня вы почувствовали на уроке, что вас удивило, над чем вы думали.
Начинайте свой ответ фразами
- Я думаю …
- Меня удивило …
- Я почувствовал …
Какое настроение у вас сейчас? Хочется ли улыбнуться, как в начале урока?
УЛЫБНИТЕСЬ, подарите свою доброту своим друзьям.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете». Ж.-Ж. Руссо.
13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вашим заданием на дом будет выучить понравившееся стихотворение наизусть.