Цели урока:
- Обобщить знания по теме: "Металлы". Подчеркнуть биологическую роль и влияние на здоровье человека.
- Формирование умения сравнивать, обобщать материал и находить главное. Устанавливать причинно - следственную связь состав - свойства - применение.
- Воспитывать культуру обращения с химическими реактивами, соблюдения правил ТБ.
Оборудование: проектор, подключенный к компьютеру, экран (интерактивная доска), химические препараты.
Класс: 9 класс
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Готовность к уроку.
2. Психологический настрой: "Повернитесь друг к другу лицом и повторяйте за мной:
- Здравствуй, друг!
- Как ты тут?
- Я пришел
- Хорошо!
Я надеюсь, что такое хорошее настроение будет у вас в течение всего урока.
II. Сообщение целей и задач урока
1. Эпиграфом к нашему уроку я подобрала следующие слова.
Металлов много есть, но дело не в количестве
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов.
Примечание. За презентацией обращайтесь к автору статьи.
(Эпиграф на экране, слайд 1)
Вопрос: Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(О металлах).
(На экране тема урока, слайд 2)
2. Сегодня на уроке.
1. Постараемся обобщить знания по теме: "Металлы". Подчеркнем их биологическую роль и влияние на здоровье человека.
2. Продолжим формирование умения сравнивать, обобщать материал и находить главное. Устанавливать причинно - следственные связи состав - свойства - применение.
3. Воспитывать культуру обращения с химическими реактивами и правилам ТБ (Слайд № 3)
4. На протяжении нескольких уроков вы рассматривали несколько металлов по определенному плану, сейчас я вам его напомню (На экране план рассмотрения простого вещества, слайд № 4)
Ш. Повторение
Ну что ж начнем! Скажите:
- Какое количество электронов у металлов на внешнем слое?
- Окислительные или восстановительные свойства проявляют металлы?
- Какой из металлов имеет заряд ядра + 19?
- Если бы существовал приз за активность, то среди предложенных вам металлов какому бы отдали приз и почему (на экране ряд металлов: Fe, Na, Al, Mg, слайд № 5)?
- О каких металлах идет речь в следующих загадках:
А)
Я мягкий, легкий, серебристый
Сгораю даже очень быстро
Сверкая вспышкою огня
(Фотограф раньше знал меня)
Люблю я серу, хлор, азот.
Люблю я также водород
Других оксидов не боюсь
К воде - спокойней отношусь ( Магний)
Б)
Я металл серебристый и легкий
И зовусь "самолетный металл"
И покрыт я оксидною пленкой
Чтоб меня кислород не достал (Алюминий)
В) А какой металл принесен в жертву "рыжему дьяволу"? За что?
- А сейчас я вам буду показывать, и называть минерал, а вы мне должны ответить какие металлы входят в их состав:
- Полевой шпат - калий и алюминий
- Гипс - кальций
- Боксит - алюминий
- Гематит - железа.
4. Итог
Ребята, а что мы с вами повторили?
Может кто - то узнал что - то новое?
5. На уроке у нас присутствуют: химики - практики, химики - теоретики, химики - биологи.
Химики - практики, проведут опыты на взаимодействие металлов с простыми и сложными веществами.
Химик - теоретик, составят соответствующее уравнение реакции и рассмотрят его в свете ОВР
И очень важную задачу будут выполнять химики - биологи, которые, поработав с текстом в 3 - 4 предложениях расскажут нам о биологическом значении металла и влиянии его на здоровье человека.
Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним правила ТБ или как я их назвала "Правила выживания в химической лаборатории" (на экране высвечиваются основные правила ТБ, слайд № 6).
6 Ребята по очереди выполняют опыты, теоретики составляют уравнения реакций, после каждого опыта
А) Рассмотрим взаимодействие натрия с водой
К доске выходит один практик и один теоретик
Интересно, а как щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой, давайте обратимся к виртуальной лаборатории.(Отрывок из виртуальной лаборатории - коллекция)
Какие вещества образовались при взаимодействии?
Б) А теперь посмотрим, а что образуется при соединении магния с кислородом воздуха?
К доске выходит один практик и один теоретик
А горит, ли алюминий? Посмотрим? .(Отрывок из виртуальной лаборатории - коллекция)
Какие вещества образовались при взаимодействии?
В) Алюминий также как и активные металлы горит, а вот как он поведет себя при взаимодействии с кислотами, сейчас нам покажет еще один химик - практик, а объяснит процесс теоретик.
Алюминий сначала пассивирует при взаимодействии с кислотами, т.к. на нем образуется оксидная пленка. Избавиться от нее нам поможет виртуальная лаборатория.
(Отрывок из виртуальной лаборатории - коллекция)
7. Ну а сейчас предоставим слово химикам - биологам.
Итог: Ребята, скажите, а стоило ли нам это делать, ведь то, что мы с вами сегодня посмотрели и написали уже давно открыто?
(Да, чтобы самим посмотреть ход реакций и составить уравнения).
8. Давайте проверим, все ли мы усвоили из данного материала, для этого выполним тестовую работу.
Выполнение тестовой работы. (Взаимопроверка и выставление оценок). (Слайд № 7)
9. А сейчас, давайте еще раз обратимся к эпиграфу. (Слайд № 8)
Преуменьшать нам вовсе не престало
Заслуги безусловные металлов
Действительно, нет, наверное, ни одной отрасли, где бы ни использовался тот или иной металл.(Слайд № 9)
Чтобы вспомнить, где применяются металлы, я предлагаю вам поиграть. Вспомним простую детскую игру крестики - нолики. Необходимо обозначить крестиком те области, где применяется их металлы.
- Игра крестики-нолики.
- Назовем области применения металлов
Итог: Ну а сейчас давайте еще раз скажем, что мы повторили? И что узнали нового? (Положение металлов в ПС, их нахождение в природе, физические и химические свойства, биологическую роль и значение для здоровья человека, вспомнили области применения металлов).
IV. Рефлексия
Ребята поднимите руку, кто те:
1. Кто закрепил свои знания?
2. Кто узнал что-то новое о металлах?
Спасибо. Наш урок заканчивается, и мне хотелось бы закончить словами из стихотворения Веры Захаровой:
И у природы есть всему свой срок
И осени пора, и бурного цветенья,
Но химии не кончится урок,
Жизнь будет ее вечным продолженьем.
(Слайд № 10)
И на память о нашем уроке я дарю вам схемы взаимодействия металлов и новейшие периодические системы, которые пригодятся вам на следующих уроках.