Цели:
- познакомить с физико-географическим положением материка;
- научить давать характеристику физико-географического положения материка;
- продолжить формировать умение работать с картами.
Оборудование:
- учебник,
- плашки,
- контурные карты (у учащихся),
- экран,
- мультипроектор,
- физическая карта мира и Африки,
- глобус,
- учебник (у учителя).
Тип урока:
- урок-практикум,
- урок изучения нового материала.
Форма проведения:
- виртуальная экскурсия,
- деловая игра
Методы:
- практический,
- наглядный,
- частично-поисковый.
Технологии:
- ИКТ-технология,
- здоровьесберегающая,
- проблемная.
Ход урока
I.Оргмомент
-Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию вдоль берегов одного из материков, не забывая об изучаемом материале. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами.
II.Актуализация знаний
-Сколько на Земле материков? (6)
-Назовите самый большой из них. (Евразия)
-А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия)
-Назовите материки по мере убывания размеров их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия)
-Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. (Африка)
(все называемые географические объекты показываются на настенной карте)
III.Сообщение темы и постановка целей урока
Слайд 1. (Презентация)
Тема: «Географическое положение Африки»
Слайды 2-10.
Народы, быт, традиции и обычаи
(на фоне слайдов)
«Африка-неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительные многие обычаи и быт африканцев…»
-А цели урока вы сейчас обозначите сами. Для этого откройте учебник на с. 311. Найдите «План описания географического положения материка», прочитайте его.
-Так какие цели вы сегодня перед собой поставите?
Слайд 11.
Цели урока
IY,Y.Изучение нового материала с одновременной проверкой первичного
усвоения
-Итак, начнем виртуальную экскурсию вдоль побережья Африки, а маршрутным листом для нас будет служить памятка «Описание географического положения материка». (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках (плашках).
(Вся работа на уроке строится на основе анализа карт: физической, климатической, по ходу анализа заполняется опорный конспект- плашка. Такие плашки ведутся при изучении всех материков. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, полярных кругов, тропиков.
На доске готовлю чертеж координатной плоскости, только ось Х- экватор, а осьY- нулевой меридиан.
-Посмотрите на физическую карту мира (атлас, с. 2-3).
- Как расположена Африка относительно экватора и нулевого меридиана?
-Кто сможет прикрепить контур материка на координатную плоскость: горизонталь- экватор, вертикаль- начальный меридиан?
Слайд 12.
Положение Африки относительно экватора и нулевого меридиана
-Где расположена Африка относительно экватора? (почти в середине им пересекается, но большая часть материка находится в северном полушарии)
-Как расположена Африка относительно начального меридиана? (в западной части она им пересекается, но большая часть материка находится в восточном полушарии)
-Положение относительно полярных кругов? (удалена от них)
-Относительно тропиков? (в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южным)
-А теперь полностью дайте ответ на первый вопрос маршрутного листа-памятки.
(проговаривают ответ на первый вопрос памятки).
2.Назовите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
(у северной и южной точек определяется только географическая широта, а у западной и восточной- только географическая долгота, этого достаточно, чтобы определить протяженность с севера на юг и с запада на восток).
В ходе работы с физической картой Африки (атлас, с.14) в плашках появляются следующие записи:
Слайд 13.
С.- Бен-Секка (370 с.ш.)
Ю.- Игольный (350 ю.ш.)
Протяженность С > Ю ≈ 720 или по200 в.д. ≈ 7500 км
Слайд 15.
З.- Альмади (170 з.д.)
В.- Рас-Хафун (510 в.д.)
Протяженность З > В ≈ 690 или по200 с.ш. 7500 км
Самостоятельная работа:
-Обозначьте крайние точки на контурных картах.
3.В каких климатических поясах находится материк?
В ходе работы с климатической картой мира (атлас, с.9) в опорный конспект добавляется запись:
Слайд 16.
Климатические пояса Африки:
- экваториальный (1);
- субэкваториальный (2);
- тропический (2);
- субтропический (2).
-Почему экваториальный пояс один, а всех остальных- по 2?
-Какой прогноз можно сделать на основе нахождения Африки в этих климатических поясах? (все климатические пояса теплые, поэтому растительность и животный мир будет состоять из теплолюбивых видов.)
Слайды 17-25.
Картины природы Африки
ФИЗМИНУТКА
Игра «Руки, ноги, голова»
Руки- запад-восток, ноги- юг, голова- север.
Учитель говорит: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.
Команды |
Названия объектов |
Действия |
Голова |
Бен-Секка |
1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо; 3-4- поворот головы влево |
Руки |
Альмади- Рас-Хафун |
1-руки в стороны; 2-руки к плечам |
Ноги |
Игольный |
1-присесть; 2- встать |
4.Какими морями и океанами омывается материк?
Атлас, с.14.
Слайд 26.
С-Средиземное море;
З-Атлантический океан;
В-Индийский океан;
С-В- Красное море
Самостоятельная работа:
-Обозначьте моря и океаны на контурных картах.
5.Как расположен материк относительно других материков?
Атлас, с.2-3.
Близко:
Евразия, их разделяет Гибралтарский пролив и Суэцкий канал.
Остальные материки удалены.
Самостоятельная работа:
-Обозначьте Гибралтарский пролив и Суэцкий канал на контурных картах.
-Береговая линия материка изрезана слабо. На западе в сушу материка вдается Гвинейский залив.
Опорный конспект выглядит вот так (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
YI.Закрепление
Слайд 27.
1.Самостоятельная работа:
Прочитайте текст учебника на с. и
заполните пропуски в предложениях:
1)Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли.
2)Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.
3)Территория материка Африка расположена в экваториальном, ___________________, тропических и _____________________ климатических поясах Северного и Южного полушарий.
2.Проверка самостоятельной работы.
3.Деловая игра. Выступление в роли гида на экскурсии об особенностях физико-географического положения материка Африка. (должен получится целостный ответ с использованием памятки, прослушать выступления 1-2 человек).
4. Игра «Руки, ноги, голова»
Руки - запад-восток, ноги- юг, голова- север.
Команды |
Названия объектов |
Голова |
Бен-Секка |
Руки |
Альмади- Рас-Хафун |
Ноги |
Игольный |
Руки |
Атлантический океан |
|
Индийский океан |
Голова |
Средиземное море |
Ноги |
Мадагаскар |
Руки |
Красное море |
|
Гвинейский залив |
Голова |
Гибралтарский пролив |
|
Суэцкий канал |
YIII. Домашнее задание
§24, приготовить сообщение об исследованиях Африки мореплавателями.
IX. Итог урока. Рефлексия
-Подошла к концу наша экскурсия. Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на «экскурсии».