Урок географии в 7-м классе по теме "Географическое положение Африки"

Разделы: География


Цели:

  • познакомить с физико-географическим положением материка;
  • научить давать характеристику физико-географического положения  материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Оборудование:

  • учебник,
  • плашки,
  • контурные карты (у учащихся),
  • экран,
  • мультипроектор,
  • физическая карта мира и Африки,
  • глобус,
  • учебник (у учителя).

Тип урока:

  • урок-практикум,
  • урок изучения нового материала.

Форма проведения:

  • виртуальная экскурсия,
  • деловая игра

Методы:

  • практический,
  • наглядный,
  • частично-поисковый.

Технологии:

  • ИКТ-технология,
  • здоровьесберегающая,
  • проблемная.

Ход урока

I.Оргмомент

-Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию вдоль берегов одного из материков, не забывая об изучаемом материале. О каком материке  будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами.

II.Актуализация знаний

-Сколько на Земле материков? (6)

-Назовите самый большой из них. (Евразия)

-А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия)

-Назовите материки по мере убывания размеров их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия)

-Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. (Африка)

(все называемые географические объекты показываются на настенной карте)

III.Сообщение темы и постановка целей урока

Слайд 1. (Презентация)

Тема: «Географическое положение Африки»

Слайды 2-10.

Народы, быт, традиции и обычаи

(на фоне слайдов)

«Африка-неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь  глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительные многие обычаи и быт африканцев…»

-А цели урока вы сейчас обозначите сами. Для этого откройте учебник на с. 311. Найдите «План описания географического положения материка», прочитайте его.

-Так какие цели вы сегодня перед собой поставите?

Слайд 11.

Цели урока

IY,Y.Изучение нового материала с одновременной проверкой первичного   

усвоения

-Итак, начнем виртуальную экскурсию вдоль побережья Африки, а маршрутным листом для нас будет служить памятка «Описание географического положения материка». (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках (плашках).

(Вся работа на уроке строится на основе анализа карт: физической, климатической, по ходу анализа заполняется опорный конспект- плашка. Такие плашки ведутся при изучении всех материков. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, полярных кругов, тропиков.

На доске готовлю чертеж координатной плоскости, только ось Х- экватор, а осьY- нулевой меридиан.

-Посмотрите на физическую карту мира (атлас, с. 2-3).

- Как расположена Африка относительно экватора и нулевого меридиана?

-Кто сможет прикрепить контур материка на координатную плоскость: горизонталь- экватор, вертикаль- начальный меридиан?

Слайд 12.

Положение Африки относительно экватора и нулевого меридиана

-Где расположена Африка относительно экватора? (почти в середине им пересекается, но большая часть материка находится в северном полушарии)

-Как расположена Африка относительно начального меридиана? (в западной части она им пересекается, но большая часть материка находится в восточном полушарии)

-Положение относительно полярных кругов? (удалена от них)

-Относительно тропиков? (в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южным)

-А теперь полностью дайте ответ на первый вопрос маршрутного листа-памятки.

(проговаривают ответ на первый вопрос памятки).

2.Назовите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

(у северной и южной точек определяется только географическая широта, а у западной и восточной- только географическая долгота, этого достаточно, чтобы определить протяженность с севера на юг и с запада на восток).

В ходе работы с физической картой Африки (атлас, с.14) в плашках появляются следующие записи:

Слайд 13.

С.- Бен-Секка (370 с.ш.)

Ю.- Игольный (350 ю.ш.)

Протяженность С > Ю ≈ 720 или по200 в.д. ≈ 7500 км

Слайд 15.

З.- Альмади (170 з.д.)

В.- Рас-Хафун (510 в.д.)

Протяженность З > В ≈ 690  или по200 с.ш.  7500 км

Самостоятельная работа:

-Обозначьте крайние точки на контурных картах.

3.В каких климатических поясах находится материк?

В ходе работы с климатической картой мира (атлас, с.9) в опорный конспект добавляется запись:

Слайд 16.

Климатические пояса Африки:

  • экваториальный (1);
  • субэкваториальный (2);
  • тропический (2);
  • субтропический (2).

-Почему экваториальный пояс один, а всех остальных- по 2?

-Какой прогноз можно сделать на основе нахождения Африки в этих климатических поясах? (все климатические пояса теплые, поэтому растительность и животный мир будет состоять из теплолюбивых видов.)

Слайды 17-25.

Картины природы Африки

ФИЗМИНУТКА

Игра «Руки, ноги, голова»

Руки- запад-восток, ноги- юг, голова- север.

Учитель говорит: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.

Команды

Названия объектов

Действия

Голова

Бен-Секка

1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо;

3-4- поворот головы влево

Руки

Альмади- Рас-Хафун

1-руки в стороны; 2-руки к плечам

Ноги

Игольный

1-присесть; 2- встать

4.Какими морями и океанами омывается материк?

Атлас, с.14.

Слайд 26.

С-Средиземное море;

З-Атлантический океан;

В-Индийский океан;

С-В- Красное море

Самостоятельная работа:

-Обозначьте моря и океаны на контурных картах.

5.Как расположен  материк относительно других материков?

Атлас, с.2-3.

Близко:

Евразия, их разделяет Гибралтарский пролив и Суэцкий канал.

Остальные материки удалены.

Самостоятельная работа:

-Обозначьте Гибралтарский пролив и Суэцкий канал на контурных картах.

-Береговая линия материка изрезана слабо. На западе в сушу материка вдается Гвинейский залив.

Опорный конспект выглядит вот так (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

YI.Закрепление

 Слайд 27.

1.Самостоятельная работа:

Прочитайте текст учебника на с.        и

заполните пропуски в предложениях:

1)Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли.

2)Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом  и   ____________________ каналом.

3)Территория материка Африка расположена в экваториальном, ___________________, тропических и _____________________ климатических поясах Северного и Южного полушарий.

2.Проверка самостоятельной работы.

3.Деловая игра. Выступление в роли гида на экскурсии об особенностях физико-географического положения материка Африка. (должен получится целостный ответ с использованием  памятки, прослушать выступления 1-2 человек).

4. Игра «Руки, ноги, голова»

Руки - запад-восток, ноги- юг, голова- север.

Команды

Названия объектов

Голова

Бен-Секка

Руки

Альмади- Рас-Хафун

Ноги

Игольный

Руки

Атлантический океан

 

Индийский океан

Голова

Средиземное море

Ноги

Мадагаскар

Руки

Красное море

 

Гвинейский залив

Голова

Гибралтарский пролив

 

Суэцкий канал

YIII. Домашнее задание

§24, приготовить сообщение об исследованиях Африки мореплавателями.

IX. Итог урока. Рефлексия

-Подошла к концу наша экскурсия. Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на «экскурсии».