Цели урока:
Образовательная:
- Сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе;
- Охарактеризовать типы биотических связей между организмами;
- Раскрыть ведущий тип биотических связей;
- Рассмотреть экологическую роль различных взаимоотношений организмов.
Развивающая – продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы);
Воспитательная – продолжить формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты паразитов организма человека, влажные препараты “Корень бобового растения с клубеньками” и др. (на усмотрение учителя); рисунки взаимоотношений организмов в экосистеме (на усмотрение учителя), учебник С.Г. Мамонтов и др. “Биология. Общие закономерности.9”, мультимедийная презентация урока, кроссворд.
Опорные понятия: экосистема, биотические связи.
Новые понятия: нейтрализм, симбиоз, антибиоз, конкуренция, мутуализм, амменсализм, комменсализм, хищничество, паразитизм.
Домашнее задание: найти новые объекты для изучения взаимоотношений организмов в экосистеме и составить кроссворд или ребус.
Этапы урока | Методическое обеспечение | Обратная связь (деятельность уч-ся) |
1. Организационный момент (постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока). Актуализация знаний. | - представление видеоряда. - фронтальная беседа. |
- ответы на вопросы учителя. - работа с видеорядом (учащиеся должны объединить картинки в 3 группы и объяснить свой выбор). |
2.Введение нового материала. | - работа с презентацией (приложение
№ 1), рассказ учителя. - мини-исследование объектов. - подведение итогов исследования. |
- работа с презентацией урока. - заполнение информационной карты исследуемых объектов. (приложение № 2) |
3. Закрепление знаний и коррекция знаний. | - заполнение кроссворда (приложение № 3, 4) | - взаимопроверка работ учащихся при помощи слайдов |
4. Подведение итогов урока (оценивание работ учащихся). | - беседа. - запись домашнего задания. |
Литература:
- Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2006.
- Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М. : Вентана-Граф, 2005.
- Общая биология: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 5-е изд. – М. : Просвещение, АО “Московский учебник”, 2005.
- Биология. Общие закономерности 9 класс / С.Г. Мамонтов и др.; М.; “Дрофа”, 2003.