Открытый урок "Взаимоотношения организмов в экосистеме"

Разделы: Биология, Экономика


Цели урока:

Образовательная:

  • Сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе;
  • Охарактеризовать типы биотических связей между организмами;
  • Раскрыть ведущий тип биотических связей;
  • Рассмотреть экологическую роль различных взаимоотношений организмов.

Развивающая – продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы);

Воспитательная – продолжить формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты паразитов организма человека, влажные препараты “Корень бобового растения с клубеньками” и др. (на усмотрение учителя); рисунки взаимоотношений организмов в экосистеме (на усмотрение учителя), учебник С.Г. Мамонтов и др. “Биология. Общие закономерности.9”, мультимедийная презентация урока, кроссворд.

Опорные понятия: экосистема, биотические связи.

Новые понятия: нейтрализм, симбиоз, антибиоз, конкуренция, мутуализм, амменсализм, комменсализм, хищничество, паразитизм.

Домашнее задание: найти новые объекты для изучения взаимоотношений организмов в экосистеме и составить кроссворд или ребус.

Этапы урока Методическое обеспечение Обратная связь (деятельность уч-ся)
1. Организационный момент (постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока). Актуализация знаний. - представление видеоряда.
- фронтальная беседа.
- ответы на вопросы учителя.

- работа с видеорядом (учащиеся должны объединить картинки в 3 группы и объяснить свой выбор).

2.Введение нового материала. - работа с презентацией (приложение № 1), рассказ учителя.
- мини-исследование объектов.
- подведение итогов исследования.
- работа с презентацией урока.
- заполнение информационной карты исследуемых объектов. (приложение № 2)
3. Закрепление знаний и коррекция знаний. - заполнение кроссворда (приложение № 3, 4) - взаимопроверка работ учащихся при помощи слайдов
4. Подведение итогов урока (оценивание работ учащихся).   - беседа.
- запись домашнего задания.

Литература:

  1. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2006.
  2. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М. : Вентана-Граф, 2005.
  3. Общая биология: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 5-е изд. – М. : Просвещение, АО “Московский учебник”, 2005.
  4. Биология. Общие закономерности 9 класс / С.Г. Мамонтов и др.; М.; “Дрофа”, 2003.