Цель урока: определить значение Государственной Думы для становления демократического правового государства.
Межпредметные связи: Конституция РФ, глава 5 «Федеральное Собрание».
План урока.
- Значение Российского парламентаризма.
- Федеральное Собрание Российской Федерации.
- Порядок принятия законов (Движение законопроекта от внесения для рассмотрения до подписания и опубликования).
- Общая характеристика работы Государственных Дум за последнее десятилетие 20 века (по желанию учителя и, если позволит время).
Основные понятия: электорат, парламент, законопроект, парламентские «чтения».
Важнейшие даты:
27 апреля – 8 июня 1906 г. – I Дума
20 февраля – 2 июня 1907 г. – II Дума
1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г. – III Дума
15 ноября 1912 – 26 февраля 1917 г. – IV Дума
Личности: Муромцев С.А., Головин Ф.А., Хомяков Н.А., Гучков А.И., Родзянко М.В., Селезнев Г.Н.
Оборудование: фотографии заседаний II и IV Государственных Дум, фотографии Муромцева С.А., Родзянко М.В., комплект тестов, комплект материалов о Государственной Думе.
Рекомендуемая организация урока.
Общие рекомендации: в ходе урока необходимо сформировать у ученика представление о том, что появление Государственной Думы – первый шаг на пути к правовому государству.
- (3-4 мин) Урок необходимо начать с краткого рассказа о значении Государственной Думы.
- (5-6 мин) Закрепление знаний учащихся о Государственной Думе начала века (тестирование). Взаимопроверка. Подведение итогов.
- (5-10 мин) Работа класса с документом: Конституция РФ, 5 глава «Федеральное Собрание».
- (15-20 мин) Далее рекомендуется перейти к знакомству с материалом о том, как идет продвижение законопроекта в Государственной Думе – от выдвижения до подписания Президентом и опубликования. Возможно разделить класс на группы: Государственная Дума (депутаты), Совет Федерации (депутаты), Президент, депутат Государственной Думы, выдвигающий законопроект и проиграть весь путь движения законопроекта.
Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в начале 20 столетия сделала первый шаг к правовому государству, а в конце 20 столетия перешла к строительству демократического правового государства.
Беседа по 5 главе Конституции «Федеральное собрание»
Вопросы:
- Как называется парламент РФ?
- Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
- Какое количество депутатов включает в себя Государственная Дума?
- На какой срок избирается Государственная Дума?
- С какого возраста может быть избран гражданин РФ депутатом Государственной Думы?
- Может ли одно и тоже лицо быть избранным сразу в обе палаты парламента?
- Что значит «Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе»?
- Могут ли депутаты Государственной Думы заниматься другой оплачиваемой деятельностью?
- Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?
- Как быстро собирается Государственная Дума на первое заседание после избрания?
- Является ли заседания Совета Федерации и Государственная Дума открытыми?
- Можем ли мы с вами попасть на заседание Думы?
- В каком случае заседание Государственной Думы может быть закрытым?
- В какой статье Конституции РФ говорится, что относится к ведению Совета Федерации? (зачитать)
- В какой статье Конституции РФ говорится о ведении Государственной Думы?
- Кому принадлежит право законодательной инициативы?
Тест «Государственная Дума»
1. В манифесте 17 октября 1905 г. было обещано:
- Создать Госдуму
- Наделить крестьян землей
- Принять конституцию
- Установить в России демократию
2. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. перераспределял число выборщиков в пользу:
- Помещиков и буржуазии
- Крестьян
- Монархических партий
- Зажиточных крестьян
3. В России 1-й легальной партией стали:
- Кадеты
- Большевики
- Эсеры
- Октябристы
4. Деление на фракции: октябристы – 154, монархисты – 147, кадеты – 54, социал-демократы – 19 и др. существовало:
- в I Государственной Думе
- во II Государственной Думе
- в III Государственной Думе
- в IV Государственной Думе
5. Из перечисленных партий начала XX в. относятся к либеральной группе:
- Партия социалистов-революционеров (эсеров)
- Конституционно-демократическая партия (кадетов)
- Социал-демократическая партия
- «Союз 17 октября»
- «Союз русского народа»
6. Расположите в соответствии с последовательностью образования:
- Партия кадетов
- Партия эсеров
- «Союз 17 октября»
- РСДРП (б)
7. Кто является лишним в ряду председателей Государственной думы:
- С.А. Муромцев,
- Ф.А. Головин,
- С.Ю. Витте,
- А.И. Гучков,
- М.В. Родзянко
8. Согласно Основным законам 1906 г. законодательная власть принадлежала:
- императору
- Государственной думе, Государственному совету, Синоду
- императору и Государственной Думе
- императору, Государственной Думе, Государственному совету
9. По указу 11 декабря 1905 г. не имели избирательных прав:
- крестьяне
- военнослужащие
- землевладельцы
- женщины
- молодежь до 25 лет
10.Образуйте логические пары:
1. Партия социалистов-революционеров 2. РСДРП (б) 3. Партия конституционных демократов 4. «Союз 17 октября» |
а) П.Н. Милюков б) А.И. Гучков в) В.И. Ульянов (Ленин) г) В.М. Чернов д) Л. Мартов |
11. Укажите, кто из перечисленных деятелей возглавлял крыло социал-демократов, названных «меньшевиками».
Дополнительный материал для учителя
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ 1993 — 2005 годы
«Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».
В.В. ПУТИН
(из послания Федеральному Собранию Российской
Федерации 25 апреля 2005 года)
Истоки отечественного парламентаризма
можно искать в таких институтах народного
представительства как вече, княжеские и боярские
думы, земские соборы, которые на протяжении
многовековой истории России служили диалогу
между властью и обществом. Однако
самостоятельная законодательная власть
начинается с образованием в 1906 году
Государственной думы – первого всероссийского
представительного органа, наделенного
законодательными полномочиями.
Десятилетия советского народовластия были
далеки от современного понимания роли и места
органов законодательной власти в политической
системе общества. Съезды народных депутатов
конца восьмидесятых – начала девяностых годов
прошлого столетия заложили основы перехода от
советской модели законодательной власти к
парламентской демократии.
Самым принципиальным изменением в системе
государственной власти того времени стало
введение в 1991 году поста Президента РСФСР и
соответствующее перераспределение властных
функций между различными органами власти.
Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет
как его постоянно действующий законодательный,
распорядительный и контрольный орган сохраняли
широкие полномочия в области законодательной
деятельности, определения внутренней и внешней
политики, многие их права отошли к Президенту
РСФСР как высшему должностному лицу и главе
исполнительной власти.
Перераспределение общественных ролей в условиях
отсутствия парламентских традиций,
отработанного механизма согласования интересов,
стали причиной острых правовых и политических
противоречий во взаимоотношениях
законодательной и исполнительной властей. В
сентябре-октябре 1993 года это привело к их
открытому конфликту, который завершился
роспуском Съезда народных депутатов и
Верховного Совета и ликвидацией системы Советов.
21 сентября 1993 года Президент России Б.Н.Ельцин
издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации», которым
предписывалось «прервать осуществление
законодательной, распорядительной и контрольной
функций Съездом народных депутатов и Верховным
Советом Российской Федерации». Этим Указом
вводилось в действие Положение о выборах
депутатов Государственной Думы. В соответствии с
этим Положением 12 декабря 1993 года прошли первые
выборы в Государственную Думу, – нижнюю палату
Федерального Собрания Российской Федерации,
нового федерального органа законодательной
власти страны.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1994-2005 ГОДЫ
В сфере государственного строительства
заложены законодательные основы построения
правового демократического государства,
обеспечения правовых гарантий конституционных
прав и свобод личности, совершенствования
федеративных и национальных отношений,
формирования и функционирования системы органов
законодательной, исполнительной и судебной
властей, независимого надзора за режимом
законности в стране, становления и развития
местного самоуправления, значимых институтов
гражданского общества, института уполномоченных
по правам человека на федеральном уровне и в
субъектах Российской Федерации, государственной
и муниципальной службы.
В экономической сфере приняты основополагающие
законы, обеспечивающие функционирование
рыночной экономики, в том числе Гражданский,
Арбитражный процессуальный, Воздушный и
Градостроительный кодексы. Созданы правовые
основы становления и развития
гражданско-правовых отношений, реализации
конституционных прав на частную собственность и
свободу законной предпринимательской
деятельности, регулирующей роли государства в
российской экономике. Урегулирован судебный
порядок разрешения экономических споров.
Созданы определенные условия для эффективного
перераспределения собственности, развития
малого предпринимательства, повышения
активности инвестиционной деятельности. Принят
ряд законов, регулирующих правоотношения в
отдельных отраслях народного хозяйства.
В социальной сфере законодательство
формировалось в условиях изменения содержания
государственных социальных гарантий, сохранения
социальной напряженности, сокращения финансовой
базы социальной политики. Базовым для
регулирования основных отношений в этой сфере
явился закон о прожиточном минимуме. В то же
время обстановка часто вынуждала законодателей
к принятию ситуативных решений по повышению
уровня минимальной заработной платы и
минимальной пенсии, по изменению пенсионного
обеспечения и социальной защиты различных
категорий граждан. Значительное число законов
было принято по вопросам семейных отношений,
культуры, науки, образования, охраны здоровья.
Урегулирован порядок разрешения коллективных
трудовых споров.
В бюджетной, налоговой и финансовой сферах
созданы правовые основы бюджетного устройства,
бюджетного процесса и межбюджетных отношений,
налоговой системы, управления и контроля за
состоянием государственного долга. Постоянно
совершенствовались законодательство,
регулирующее деятельность Центрального банка
Российской Федерации и банковской системы в
целом, организация страхового дела. Приняты
новые законы, обеспечивающие создание и
функционирование рынка ценных бумаг,
восстановление и защиту вкладов граждан,
усиление контроля за соблюдением финансового
законодательства.
В сфере обороны и безопасности приведено в
соответствие с Конституцией Российской
Федерации и значительно расширено
законодательство по вопросам обороны. Впервые
урегулированы участие России в международных
миротворческих акциях и военно-техническое
сотрудничество Российской Федерации с
иностранными государствами. Реформировано
уголовное и уголовно-исполнительное
законодательство. Усовершенствовано
законодательство о правоохранительных органах и
их деятельности, регламентирован оборот оружия и
наркотических средств.
В сфере природопользования и охраны окружающей
среды созданы определенные условия для
рационального использования и восстановления
природных ресурсов, урегулирован ряд вопросов
обеспечения экологической безопасности
хозяйственной и иной деятельности.
В сфере международных отношений законодательно
установлен порядок заключения, выполнения и
прекращения международных договоров Российской
Федерации, регламентированы процедуры внесения,
рассмотрения и принятия закона о ратификации
(денонсации) международных договоров Российской
Федерации. За данный период приняты и вступили в
силу сотни законов о международных договорах
Российской Федерации. Среди них такие значимые
решения Российской Федерации, как присоединение
к Уставу Совета Европы, образование Союза
Беларуси и России, Экономического союза стран
СНГ и многие другие.