Многолетняя практика работы в детских домах показывает, что воспитанники этих учреждений не имеют четких представлений, достаточного объема знаний, практических умений и навыков о взрослой, самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Дети растут и развиваются в "лабораторных" условиях, поэтому, выходя в "большой" мир, ребенок, овладев теоретическими знаниями, не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми в разных ситуациях. К тому же, в силу специфических условий у детей детского дома вырабатывается стиль "Я - сирота, мне положено больше". Выйдя из детского дома, ребенок начинает понимать, что мир ему ничего не должен. Отработанная система поведения рушится.
Несистематизированная работа всех структур детского дома, ограничение детей в контактах, выключение из естественного быта людей, ведет к тому, что более половины воспитанников детских домов через несколько лет оказываются в самых низах общества.
Зная и понимая сложный процесс социального развития ребенка, овладение им опыта социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, возник вопрос: "Как эффективно, в системе обеспечить воспитание этих ценностей?"
Идея организационной цикличности на неделю была заимствована в одном из Московских детских домов, которую педагогический коллектив развил и адаптировал к условиям нашего детского дома. Эта циклограмма (приложение №1 "Циклограмма") является частью режимных моментов. Основная цель работы по циклограмме - отработка жизненно-важных моментов. В ней все очень просто: обозначены дни недели и направления:
- начало дня
- столовая
- спальни, гостиная
- туалетная комната
- личные вещи и их хранение
- учебная деятельность
- самоуправление
- вечерний туалет
Над направлениями циклограммы работает не один воспитатель, а все службы детского дома, помогая при этом друг другу, облегчая труд воспитателя. Для удобства в циклограмме каждая служба отмечена определенной буквой (С -социальный педагог, П -психолог, М -медицинский работник, И -инструктор по труду и т.д.). Приходя на смену, педагог знает, чем будем занимать детей в течение дня. Но, для того чтобы циклограмма работала, необходимо применять разные формы и методы, которые не должны сводиться только к беседам.
В течение 4-х лет циклограмма дополнялась, корректировалась с учетом особенностей программы детского дома.
Педагогическим коллективом была высоко оценена важность этой формы работы (приложение № 2 "Важность циклограммы"). Она заключается в следующем:
Организация конкретной помощи воспитателю в планировании дня.
Воспитатель, готовясь к рабочему дню, включает в план работы те направления, которые соответствуют дню недели его выхода на смену.
Сохранение психического здоровья педагога.
Планируя работу на день, воспитателю не надо придумывать тот или иной вид деятельности, который он должен организовывать в течение дня, ему необходимо только определить основные формы и методы организации (приложение № 3 "Планирование работы воспитателя по циклограмме на четверг").
Педагог конкретно знает, на какие жизненно-важные бытовые моменты он должен обратить особое внимание и научить этому воспитанников.
Детализация бытовых жизненно- важных вопросов дня.
За неделю отрабатываются умения и навыки по формированию культуры внешнего вида воспитанников, хранения верхней одежды, обуви, качественного выполнения домашнего задания, наличия и маркировки полотенец, стирки, порядка в шкафах, наличия спец. одежды, состояния кроватей, уборки комнат, хранения чистого и грязного белья и т.д., предусмотренные программой "Оказание педагогической помощи воспитаннику в адаптации к условиям социальной среды через расширение воспитательного пространства", по которой работают все службы Дома.
Практическая отработка отдельных элементов программы.
По программе в блоке № 1 "Семья", составляющая - "Мое поведение", имеется раздел "Столовый этикет". Он включен в циклограмму, для отработки практических умений. Во вторник - сервировка стола: наличие салфеток, умение пользоваться ими. Метод и форму отработки этого навыка у воспитанников определяет воспитатель семьи и медицинский сотрудник.
В среду, по направлению - формирование культуры поведения за столом, контролируется соблюдение гигиенических правил приема пищи. Аналогично эта работа планируется в четверг, пятницу, субботу, воскресенье.
Координация деятельности и взаимодействие всех структур дома.
На планерке, при директоре, анализируется результативность работы всех структур детского дома о предыдущем дне и оглашается взаимодействие педагогического коллектива в течение очередного рабочего дня.
Так, например, в понедельник по направлению "столовая" медицинский работник и воспитатель планируют работу с воспитанниками по проверке и исправлению недостатков по маркировке всей посуды (приложение № 4в "Таблица").
Дети знают, чем заняться, чем помочь воспитателю. Развитие самоуправления.
На основе недельной циклограммы работы педагогического коллектива разработана циклограмма для советников (орган самоуправления). (приложение № 5 "Циклограмма для советников")
Те основные моменты, которые прослеживаются в циклограмме педагогов, ежедневно обсуждаются на планерке при заместителе директора по воспитательной работе с советниками (как лучше, эффективнее организовать эту работу членам семьи). Этот прием используется с целью самосовершенствования детей. В помощь воспитанникам предлагаются памятки, инструктажи, таблицы по выполнению того или иного дела.
Пример: В понедельник, советникам семей по образованию, при организации самоподготовки рекомендуют использовать определенную памятку (приложение № 6 "Памятка при проведении самоподготовки"). Главный и основной принцип, лежащий в основе этого приема - поручил - проинструктировал - проверил - оценил. По толкованию этих понятий, воспитателем ведется постоянная работа с советниками. На столе ставится табличка и обсуждается слово:
Что это значит?
Поручил Что можно поручить?
Как можно поручить?
Таким же образом строится работа с остальными советниками - это входит в раздел детской циклограммы "Учеба советников". Ежедневная, кропотливая работа развивает в детях чувство ответственности, организаторские способности, умение сделать анализ, добиваться намеченной цели.
Воспитатели не перегружены, а дети спокойно знают, чем заниматься в течение дня.
Четкость контроля администрации.
Администратор в течение дня, недели может проследить результативность деятельности воспитателя в работе с семьей. А воспитатель в свою очередь знает, какой вопрос будет на контроле администрации.
В процессе работы по пунктам циклограммы были определены наиболее эффективные и результативные методы и формы:
- начало дня - комплексы упражнений утренней гимнастики, например "Мы- моряки", метод "Зеркало" (формирование внешнего вида), проигрывание ситуаций, сюрпризный момент, листовки, реклама, личный пример, музыкальные произведения, крылатые выражения.
- столовая -различные девизы, например "У нас порядок такой: поел -убери за собой", инструкции "Не забудь!", таблички с надписью "Картошка - к хлебу присошка", пословицы и поговорки, скороговорки, рассказ о хлебе, соревнования, игры, правила.
- спальня - конкурс "А у меня лучше!", выпуск молний, совместная деятельность, тайная переписка, чествование "У кого лучше", доска почёта.
- туалетная комната - инструкции, памятки по умению пользоваться ванной, рисунки по хранению инвентаря, наблюдение, правила ухода за моющей кабинкой, тематические дни, например "День мыло", использование потешек.
- личные вещи и их хранение - совместная деятельность, лозунг "Сегодня мы соревнуемся", показ, осмотр, конкурсы, показ мод, привлечение инструкторов по внедрению новых технологий ухода за вещами.
- учеба - конкурс "Самый подготовленный ученик", памятки по организации рабочего места, речевки, пальчиковая гимнастика, метод "Ключевых слов", метод анализа "Пять пальцев", учебный круг, папка- раскладушка, использование таблиц для проверки, взаимопроверка в парах, помощь старших детей младшим.
- самоуправление - семейный совет (1 раз в месяц), выпуск газеты, рейды советников, пятиминутки, игра "Горячий стул", вечерний огонёк, "Дерево трудовых дел", "Домик достижений", планёрка, учёба советников, тематические дни, субботники.
- вечерний туалет - советы от Чистюли, вредные советы, взаимопомощь старших младшим, загадки, памятки по закаливанию, сюжетно- ролевые игры, памятки.
Планомерная и системная работа по циклограмме всего педагогического коллектива привела к качественным изменениям личности воспитанников в вопросах организации быта:
педагогам теперь не нужно постоянно напоминать воспитанникам, что после сна необходимо выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, быть красиво и опрятно одетым в школу. Дети это делают самостоятельно.
Культура поведения за столом, прием пищи, сервировка стола, умение пользоваться столовыми приборами, самообслуживание, получение пищи в спец. одежде - доведено до автоматизма.
Порядок, эстетическое оформление своей спальни, бережное отношение к мягкому инвентарю, порядок в шкафах, внешний вид покрывал и наволочек - стало жизненно - важной потребностью для воспитанников.
Умение пользоваться сантехникой, ухаживать за ней, держать в чистоте и порядке, бережно относиться к туалетным принадлежностям и моющим средствам. -неотъемлемая часть организации повседневной жизни.
Все воспитанники знают и умеют ухаживать за своей обувью, стирать и хранить нательное белье, постоянно пользуются носовыми платками, индивидуальными расчёсками. Аккуратность, бережливость, чистоплотность - присутствует практически у всех детей.
Организация самоподготовки теперь не представляет трудности, улучшилось взаимопонимание детей с учителями школы.
Появилась самостоятельность в организации дней рождений младших детей, сотрудников, попечителей, поздравление их с профессиональными и традиционными праздниками. Встреча и прием гостей - все это на "отлично".