Цели и задачи:
- Познакомить детей с некоторыми породами кошек и собак, дать представление об их значении в жизни человека;
- Воспитывать любовь к животным, ответственность за судьбу своего питомца;
- Развивать речь, мышление, память, интерес к предмету.
Оборудование:
- Таблица с изображением домашних животных;
- Рисунки собак и кошек различных пород;
- Картинки, открытки;
- Сигнальные карточки;
- Фотографии с изображением домашних любимцев;
- Выставка книг о собаках и кошках;
- Оборудование для показа презентации 8 А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”.
План урока
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Сообщение темы и целей урока;
- Изучение нового материала;
- Игра “Отгадай детеныша”;
- Физкультминутка;
- А знаете ли вы?
- Рефлексия;
- Домашнее задание;
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация опорных знаний.
- Закончи предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
Игра “Выбери диких животных”
Из перечисленных животных выберите диких:
Корова, белка, курица, овца, заяц, волк, лошадь, лось, коза, зубр, медведь, тигр, слон.
(Работа с сигнальными карточками).
3. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадки:
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает?
(Баран, овца)
Он всегда на всех надут,
Называется …
(Индюк)
У кого рога длиннее хвоста?
(Коза)
Хвост крючком,
Нос пятачком.
(Свинья)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
Как можно назвать этих животных? (Домашние животные)
Сегодня мы и будем говорить о домашних животных. А откуда появились домашние животные? (Ответы детей).
4. Изучение нового материала.
Давным–давно, когда не было городов, книг и маши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, точнее, было 2 вида волков, от которых позднее произошли собаки.
От индийского волка произошли гончие, борзые, терьеры, пудели, болонки (Показ картинок).
От северного волка – овчарки и лайки (Показ картинок).
Собаки научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Чем домашние животные отличаются от диких животных? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)
- Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание? (Домашние животные приносят пользу человеку: мясо, молоко, яйца, пух, перья, шерсть, мед, лекарства, охрана жилья, транспортное средство, общение. К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, свинья, лошадь).
Отгадайте, о каких еще домашних животных говорится в загадках:
Явился в желтой шубке:
- Прощайте две скорлупки!
(Цыпленок, утенок)
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.
(Рыба)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
Правильно, домашние животные это еще и птицы (гуси, куры, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).
Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливают корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?
5. Игра “Отгадай детеныша”.
Учитель называет взрослое животное, а дети – детеныша этого животного:
- Свинья. (Поросята);
- Корова. (Телята);
- Утка. (Утята);
- Гусь. (Гусята);
- Лошадь. (Жеребята);
- Овца. (Ягнята);
- Кошка. (Котята);
- Курица. (Цыплята);
- Собака. (Щенята)
6. Физкультминутка.
Вот идет черный кот.
(Шаги с высоким подниманием ног.)
Притаился – мышку ждет.
(Приседания, руки к коленям.)
Мышка норку обойдет.
(Встать, повернуться.)
И к коту не подойдет.
(Руки в стороны).
- Ребята, а какие домашние животные есть у вас?
(Ответы детей.)
Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные.
Породу овчарок знают все: они сильные, умные. Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо в лабиринте городских улиц отыскивает следы преступников. И пастухам помогает. Словом, собака эта мастер на все лапы.
Открывается фотография, где изображена овчарка.
Колли – собака красивая, умная, добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласковая и любит маленьких детей.
Показ фотографии, где изображена колли.
Большая и сильная собака ньюфаундленд. Ее еще называют водолазом, потому что он и плавает хорошо, и ныряет. Их специально учат спасать людей.
Показ картинки.
Пудель – собачка декоративная. Сама по себе собака веселая, сообразительная. Часто можно встретить ее в цирке.
Показ рисунка.
Но, кроме породистых собак, есть и беспородные. В народе зовут их дворняжками. Это тоже хорошие, умные, преданные собаки и никогда не оставят хозяина в беде.
Показ картинки.
Угадайте, кто это?
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
(Кот.)
Показ картинки.
Кошка живет рядом с человеком очень давно, но так осталась “неприрученным домашним животным” - маленькой пантерой. Они ведут себя, как захотят, спят, где хотят и едят только то, что хотят.
Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: на полосатого тигра, царственного льва. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку.
Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, – нет, это не в кошачьих правилах. Кошки всегда заняты своими делами. Терпеливо, часами кошка может караулить у мышиной норки, только кончик хвоста вздрагивает, выдавая напряжение.
Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно. Она слизывает с себя не столько приставшую к ней грязь, сколько собственный запах. А делает она это для того, чтобы добыча не почувствовала опасность. Кошка – это ведь охотник.
Люди вывели разные породы кошек (Показ плаката).
Показ презентации (Приложение 1).
Работа по учебнику.
7. А знаете ли вы?
Самая высокая собака имеет рост – 1м 54см, а
самая маленькая – 9см.
Самая тяжелая собака 194кг, а самая легкая всего 283
грамма (Запись на доске.)
Самая маленькая собака – Чихуахуа.
Самая большая собака – Английский мастиф.
8. Рефлексия.
Что вас удивило?
Что нового открыли для себя?
9. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о животном.
10. Итог урока.
Что нового вы узнали о домашних питомцах?