Программное содержание:
- Познакомить детей с назначением и свойствами кожи. Научить детей обрабатывать мелкие раны, объяснить назначение йода и зеленки.
- Воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены.
- Активизировать словарь детей новыми словами: вредные микробы, йод, зелёнка.
- Индивидуальная работа: учить выполнять необходимые гигиенические правила по уходу за кожей.
Оборудование:
Демонстрационный материал: схема строения кожи, кукла, вата, спичка, пузырьки с йодом и зелёнкой, нож, поролон.
Раздаточный материал: альбомный лист (нарисован мальчик), пакетик с содержимым (модели) – мыло, шампунь, стиральный порошок, зубная щётка, зубная паста, цветок, мяч, полотенце чистое и грязное.
Предварительная работа: беседа «Что умеет кожа», сюжетно-ролевая игра «В поликлинике», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Первая часть.
- Ребята, у меня на столе стоят два стакана. В одном из них теплая вода, а в другом холодная. Как узнать в каком стакане теплая, а в каком холодная вода?
- С помощью кожи человек может определить температуру окружающих предметов. Достаточно потрогать предмет или подержать руку рядом с очень горячим предметом.
- Кожа покрывает все тело. Она защищает органы внутри нас. Посмотрите на мою кожу руки обычным глазом. Нам кажется, что она гладкая. Но если мы посмотрим на нее через увеличительное стекло, то увидим много волосков и мелких отверстий. Через эти маленькие отверстия в нашей коже, наш организм дышит, они как ноздри дают нашему организму воздух для дыхания.
- У нашей кожи есть враги и сейчас мы узнаем, как с ними бороться. Первый враг нашей кожи – это грязь. Она забивает маленькие отверстия, мешая коже и нашему организму дышать. Как же ее оттуда достать? Как помочь коже избавиться от врага №1?
- Правильно, дети, надо помыть кожу водой и лучше с мылом. Вода и мыло быстро прогонят грязь. Кожа снова станет чистой и сможет дышать.
- Но есть у нашей кожи и враги позлее. Это острые и колючие предметы. Вспомните, дети, приходилось ли вам видеть ранки на коже?
- Если неосторожно пользоваться ножом или ножницами, можно поранить кожу, прорезать ее. Когда на кожу воздействует острый предмет, то получится вот такой прорез (беру кусок поролона и делаю с помощью ножа небольшой надрез). Стенки кожи расходятся и туда тут же устремляются вредные микробы. Кожа начинает болеть. У кого из вас так было? Если не оказать нашей коже медицинской помощи, то она долго не выздоровеет.
- А кто из вас помнит, что сделала мама, когда вы содрали кожу на коленке или нечаянно порезали пальчик?
- Правильно, мама сначала промыла ранку водой, а потом принесла лекарство: йод или зеленку (показываю детям пузырьки с этими лекарствами). Вот и давайте поучимся оказывать первую помощь нашей коже на кукле Маше. Посмотрите, ребята, она ободрала коленку. (Вызываю ребенка для показа, сама комментирую).
- Возьмем спичку, обломим ей серную головку, чистыми руками накрутим вату на спичку. А теперь вы сможете объяснить, зачем нужно мыть руки, прежде чем брать вату в руки?
- Правильно, на наших руках могут быть вредные микробы, которые могут попасть в ранку.
- Ватка готова, окунем ее в йод или зеленку, помажем края раны, чтобы убить всех вредных микробов и помочь коже быстрее зажить. Пройдет несколько дней, ранка будет уменьшаться, а потом совсем зарастет. На месте пореза вырастет здоровая кожа. Вот такой секрет есть у нашей кожи, она может снова вырастать.
- Теперь ответьте мне на вопрос, есть ли у нашей кожи враги?
- Кто они?
- Как от них избавиться?
- У поэта В. Маяковского для детей написано стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Там есть такие строчки:
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,
Ясно это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
- Как бы вы смогли объяснить этому малышу, почему это плохо для кожи?
Вторая часть.
- Как мы уже знаем, кожа предохраняет организм от повреждений и ее надо беречь. Вы научились очищать рану от вредных микробов. А сейчас мы узнаем какие предметы личной гигиены вы знаете. Перед вами на столе лежит альбомный лист. На нем нарисован мальчик и полочка. Выложите содержимое пакетиков на стол. Что вы видите перед собой?
- Помогите мальчику отобрать те предметы, которые понадобятся ему для ухода за своим телом и сложите их на полочку.
Вопросы для общения:
- Зачем тебе зубная щетка?
- Почему ты выбрал шампунь?
- А для чего ты выбрал стиральный порошок?
- Какое полотенце ты выберешь?
- Молодцы ребята! Знаете предметы личной гигиены и умеете ими пользоваться. Не забывайте о них. Ведь чистота - для здоровья нам нужна! (Читаю отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр»).
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же мыться,
Плескаться, купаться,
Нырять, кувыркаться,
В корыте, лохани,
Реке, океане,
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде,
Вечная слава воде.