Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «В мире целебных растений».
Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относится.
Задачи проекта:
- Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, способах применения.
- Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
- Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Проектная идея: Создать на территории детского сада огород лекарственных трав.
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы «Цветик семицветик» ДОУ№3 «Чебурашка», родители и педагоги ДОУ.
Ожидаемый результат:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- Сформированные знания о лекарственных растениях.
Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Материалы и оборудование:
Справочная и художественная литература.
- Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды).
- Модели «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».
- Таблички-указатели с названиями растений.
- Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
- Папки для гербариев.
- Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли).
В марте 2008 года на творческой мастерской для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ города Вернякова Е.К. и Коробейникова Л.А., воспитатели группы «Цветик семицветик», используя ТСО, представили проект «В мире целебных трав».
В проекте принимали дети подготовительной группы «Цветик-семицветик».
1 этап.
На территории детского сада разбили огород лекарственных трав. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений.
2 этап.
Дети проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
3 этап
Результаты экспериментов фиксировали в календаре – наблюдения.
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений», включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, рассказы, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
В группе для проведения опытов был создан экспериментальный уголок, где проводились опыты с водой, песком, глиной, почвой, воздухом. Результаты проведения исследований фиксировались в дневниках наблюдений.
План реализации проекта
№п/п | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Подготовительный этап (апрель – май 2007 г.) | |||
1 | Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки | Воспитатели группы, педагог-эколог, родители | Апрель-май |
2 | Родительское собрание «участвуем в проекте «В мире целебных растений» | Воспитатели группы, педагог-эколог, | Апрель |
3 | Приобретение необходимого оборудования | Родительский комитет группы | Май-июнь |
4 | Трудовая деятельность: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток и др. | Воспитатели групп | В течение всего проекта |
5 | Экскурсии в парк, прогулки по экологической тропе. | Воспитатели группы, педагог-эколог, | Апрель- май |
Деятельностный этап (июнь 2007 г. – март 2008 г.) | |||
1 | Разбивка огорода лекарственных трав | Воспитатели группы, родители | Июнь 2007г. |
2 | Посадка семян и рассады | Воспитатели групп | Июнь 2007г |
3 | Изготовление табличек - указателей с названиями растений. | Июнь 2007г | |
4 | Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений»,«условия, необходимые для жизни растений»,«Размножение, рост, развитие растений». | Воспитатели группы, педагог-эколог | Июнь 2007г –март 2008г. |
5 | Ведение дневника наблюдений. | Воспитатели групп | В течение всего проекта |
6 | Экскурсии по экологической тропе. | Воспитатели групп | В течение всего проекта |
7 | Занятия с детьми:«Царство растений: травы»,«Зелёная аптека»,«комнатные лекарственные растения»,«Лекарственные растения». | Воспитатели групп | Сентябрь, ноябрь, февраль, март |
8 | Экскурсия в аптеку | Воспитатели групп | Октябрь 2007г. |
9 | Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях | Воспитатели групп,родители | В течение всего проекта |
10 | Оформление гербария лекарственных трав. | Воспитатели групп, родители | Октябрь – декабрь |
11 | Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «узнай по запаху», «От какого растения часть?» | Воспитатели групп | В течение всего проекта |
12 | Выпуск плаката в защиту растений. | Март 2008г. | |
13 | Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях | Воспитатели групп, муз. руководитель | В течение всего проекта |
14 | Оформление сборника «Мамины рецепты» | Родители | |
1 | Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» | Воспитатели групп | Апрель 2008г. |
2 | Оформление книжек – самоделок «Моё любимое растение» | Воспитатели групп | Апрель 2008г. |
3 | Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) | Воспитатели групп, родители | Апрель 2008г. |
4 | Подведение итогов реализации проекта. | Апрель 2008г. |
Критерии отслеживания результативности:
- Сформированные представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека.
- Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- Бережное отношение детей к природе.
Список литературы:
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005г.
- К.Люцис. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007г.
- Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М. Просвещение, 2003г.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы», - М. «Издательство Скрипторий» 2003.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето», - М. «Издательство Скрипторий 2003».
- ГорьковаЛ.Г., Обухова Л.А. Сценарий занятия по комплексному развитию дошкольников. – М. ВАКО, 2005г.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.
- СоколовС.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. М. Линка-Пресс, 2000г.
- Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего возраста. – М. Просвещение, 2005г.
- Лагерь П.А. Травник, - М. «Издательство Скрипторий », 2004г.