Цель урока: расширить представления учащихся об имени прилагательном, его разрядах, формирование умения распознавать разряды прилагательных, совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков, отработка навыков общения в диалоге с учителем и одноклассниками, формирование интереса к изучению русского языка.
Задачи урока:
- образовательные: разъяснить учащимся деление прилагательных на три разряда, определить их основные признаки, повторить степени сравнения прилагательных;
- развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;
- воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся класса.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, тексты для игры «Светофор», схема «Разряды имен прилагательных», классная доска.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Постановка темы и цели урока – 2 мин.
- а) Проверка предыдущего домашнего задания (фронтально)
б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам (по выбору учителя) – 7 мин. - Лексическая разминка – 4 мин.
- Изучение нового материала – 6 мин.
- Закрепление. Отработка умений и навыков – 12 мин.
- Игра «Светофор» – 5 мин.
- Объяснение нового домашнего задания – 1 мин.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок – 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Записываем число. Классная работа.
2. Постановка темы и цели урока.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что нового вы узнали об имени прилагательном на предыдущих уроках? (у прилагательных есть степени сравнения)
- Но это еще не все, что мы можем сказать о данной части речи. Сегодня вы познакомитесь с разрядами прилагательных и попробуете определять их в упражнениях.
- Цель нашего урока – понять, на какие три группы делятся прилагательные, запомнить их названия, постараться научиться находить и определять прилагательные разных разрядов в тексте.
- Записываем тему урока.
3.
а) Проверка домашнего задания – упражнения 286. Учащиеся читают получившиеся у них предложения, называют грамматическую основу, чем она выражена. У прилагательных в сравнительной и превосходной степенях проговаривают суффиксы. Один учащийся записывает их на доске. Ребята - в тетрадях.
б) Индивидуальная работа по карточкам. 4-5 учащихся получают задание на 5-7 минут, пока в классе проводится фронтальный опрос по домашней работе. По завершении опроса учитель собирает выполненные задания. (см. Приложение №1)
4. Лексическая разминка.
На доске заранее записаны слова: тихий, деревянный, умный, нежный, птичий.
Задание классу:
- Подберите и запишите в столбик синонимы (1 вариант) и антонимы (2 вариант) к словам, где это возможно.
Учащиеся читают получившиеся примеры. Фронтальная работа с классом.
- К каким словам нельзя подобрать синонимы и антонимы?
- А есть ли у этих слов степень сравнения?
- Нет.
5. Изучение нового материала.
- Оказывается, не все прилагательные имеют степени сравнения, не ко всем можно подобрать синонимы и антонимы. В русском языке ученые выделили три группы, три разряда прилагательных:
- КАЧЕСТВЕННЫЕ
- ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
- ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
На доске закреплена таблица «Разряды имен прилагательных». Переносим схему в тетрадь.
- Как вы думаете, почему у разрядов такие названия?
- КАЧЕСТВЕННЫЕ – обладают таким качеством, которое может быть в большей или меньшей степени. Приведем примеры: высокий, узкий и т.п. Дополняем составленную схему прилагательными.
- ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ – соотносятся с каким-либо материалом, временем года, суток. Словосочетания с такими прилагательными можно заменить на синонимичные с неодушевленными существительными. Деревянный стол – стол из дерева, летний день – день лета и т.п.
Учащиеся приводят примеры по аналогии. Дополняют свои схемы. - ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ - кому-то принадлежат, притягиваются. Словосочетания с такими прилагательными тоже легко переделываются в синонимичные, только с одушевленными существительными. Заячьи лапы – лапы зайца и т.п. 2-3 примера добавляются в схему.
Физкультминутка.
Посмотрите в окно, налево. Какие предметы вы видите? Посмотрите направо. А теперь прямо, вниз, наверх, назад, опять вперед. Вспомните, какие предметы вы видели? Назовите их признаки - прилагательные. Устный опрос 3-4 слабых учеников.
- Давайте откроем учебники на странице 116 и еще раз проработаем теоретический материал. Знакомство с параграфом. Беседа по вопросам.
6. Закрепление. Отработка умений и навыков.
А) Орфографическая диктовка с распределением прилагательных по трем столбикам. Один учащийся выходит к доске. (см. Приложение №2)
Б) Выполнение упражнения 290. Комментированное письмо с места (по выбору учителя).
7. Игра «Светофор».
В ходе игры учащиеся пользуются карточками трех цветов: красной, желтой, зеленой. Учитель читает прилагательные, а учащиеся определяют их разряд, поднимая вверх карточку. Заранее оговаривается и прописывается на доске, что карточка красного цвета будет обозначать качественные прилагательные, желтого – относительные, а зеленого – притяжательные. (см. Приложение №3)
8. Объяснение нового домашнего задания.
(Придумать и записать дома по 3 простых предложения на каждый разряд прилагательных)
Учащиеся записывают задание в дневник.
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Беседа по вопросам.
- Чем мы сегодня занимались?
- На какие разряды можно разделить прилагательные в русском языке?
- Как вы поняли названия разрядов, почему они так названы?
- Мы хорошо поработали. Я поставила следующие оценки:…Подайте дневники.
- Спасибо за урок. До свидания.