Урок в 3-м классе по теме "История государственного флага России"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Образовательные: сообщить первоначальные представления об истории возникновения российского флага;
Развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности;
Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: Индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  1. изображение государственного флага
  2. географическая карта

План урока:

    1. Организационный момент – 2 мин.
    2. Введение в проблему – 8 мин.
    3. Основной этап урока – 25 мин.
    4. Подведение итогов урока – 10 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в проблему

Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких.

Какие страны мира вы знаете, в каких бывали? (ответы детей)

А кто знает, какая страна в мире самая большая? (предположения детей).

Самая большая страна в мире – наша родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Показывает границы России, читает стихотворение Н. Забила «Наша Родина»)

Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом – снега и вьюга…
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится… 

Тема нашего урока «Символы России». Попробуйте дать определение тому, что такое символ.

Если мы обратимся к «Толковому словарю русского языка», то найдём там следующее

Символ – то, что служит условным знаком. Например, голубь – символ мира.

Что мы относим к государственным символам России?

III. Основной этап урока

Сегодня мы познакомимся с историей российского флага.

Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли,села или города. Потом стяги стали делать из ткани обычно красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам (то есть воинам, защитникам).

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых – «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя».

Из каких частей состоит флаг? Из древка и полотнища.

Руководители всех государств договорились о размерах своих флагов. Флаги разных стран отличаются: на одних полотнищах изображены разноцветные полосы (вертикальные, горизонтальные), на других – звезды, различные орнаменты, на третьих – и то, и другое, но обязательно особым образом.

Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (горизонтальные полосы: белый, синий, красный.)

Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, ромашки, облака.)

Синяя полоса? (Небо, реки, моря, озера)

Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла).

Цвету на флаге придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный – отвагу.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине море», «белый свет», «весна красна», «красна-девица».

Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.

Флаг является знаком власти. Есть он и у главы государства и называется Штандартом Президента Российской Федерации. Это флаг квадратной формы; на фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края Штандарта украшает золотая бахрома.

- Посмотрите на изображения государственных флагов других государств. Какие из них вам известны?

- Это флаги России и Японии.

IV. Физминутка.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

V. Работа с текстом.

Чтение текста

Когда же появились первые знамёна?

Ответ на этот вопрос мы найдём в древнерусских летописях. Там упоминаются стяги. Это и были первые русские знамёна.

Стяг – это длинный шест, на верхушке которого были укреплены ветки деревьев, пучки трав, конские хвосты. Затем к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы.

После крещения Руси на стягах появилось изображение креста.

У каждого князя был свой стяг. Иногда он достигал до шести метров в длину. Естественно, что носить такой стяг было трудно, поэтому в стяговники или знаменосцы подбирали самых сильных людей. Во время сражения княжеский стяг устанавливался в центре войска на возвышенности. Враги стремились пробиться к стягу и захватить его.

Впервые в летописи стяг назван знаменем после битвы на Куликовом поле. Тогда у Дмитрия Донского был стяг чёрного цвета с изображением Иисуса Христа. Но до сих пор учёные спорят о цвете знамени. Действительно ли оно было чёрным? Дело в том, что в летописях встречаются два написания слова, указывающего цвет: чёрный или «чермный», то есть красный.

При царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, в России впервые появились знамёна с сочетанием трёх цветов: белого, синего и красного.

Пётр I не отказался от трёхцветного флага, но сделал его сначала военно-морским, а потом передал торговому флоту. А военно-морской флот взамен получил Андреевский флаг.

Андреевский флаг назвали по имени святого Андрея Первозванного. Святой Андрей считался покровителем мореплавателей, сам он был рыбаком, поэтому крест на флаге голубого цвета.

К концу XIX (19) века в России появился чёрно-жёлто-белый флаг. Но затем государственный флаг России вновь стал бело-сине-красным. Что означают эти цвета?

Белый – великодушие (благородство); синий – верность, честность; красный – мужество, смелость, любовь.

Бело-сине-красный флаг оставался государственным до 1917 года. И вновь государственным флагом России он стал в 1991 году.

- Как назывались первые русские знамёна

- Как они выглядели?

- Откуда пошло название Андреевский флаг?

- Что обозначают цвета российского флага?

VI. Работа в альбоме.

VII. Итог урока.