Цель: проверить знания учащихся по теме “Природные зоны нашей страны”.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята! В этом учебном году вы много путешествовали: побывали в мире слов, совершали в математические леса, где учились справляться с трудными заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие – по природным зонам нашей Родины.
В пути мы с вами узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.
Учитель разбивает класс на три команды.
Конкурс №1. Приветствие команд
Каждая команда представляет свои эмблемы, девиз, названия, которые они приготовили заранее. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Конкурс №2. Разминка
Учитель. Какие предметы должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход?
Дети. Компас, карту, воду, палатку…
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Учитель. Итак, мы видим, что команды готовы к путешествию. Сейчас вы должны определить, какая команда, из какой природной зоны начнёт своё увлекательное путешествие.
Конкурс №3. Определить природную зону
Каждая команда получает конверт, в котором лежит карточка с описанием определённой природной зоны.
Учитель. Зачитайте текст и узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь.
За правильный ответ команда получает один балл.
Карточка №1
До самого горизонта расстилалась равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
Карточка №2.
С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
Карточка №3.
Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
Учитель. Продолжаем путешествие.
Конкурс №4. Установи соответствие.
Каждой команде вручается конверт, с разрезанной на части таблицей “Природные зоны”. Команда должна выбрать только то, что относится к заданной природной зоне.
Команда №1 – Крайний Север
Команда №2 – Тундра
Команда №3 – Лесная зона
За правильный ответ команда получает по 5 баллов; за одну ошибку – 4 балла; за две ошибки – 3 балла; за три ошибки – 2 балла; за четыре ошибки – 1 балл; за пять ошибок – 0 баллов.
Природные зоны
Природная зона | Крайний Север | Тундра | Лесная зона |
Положение зоны | Северный Ледовитый океан и острова, расположенные на нём и острова, расположенные на нём | Вдоль берегов Северного Ледовитого океана. | К югу от зоны тундры |
Климат | Лето короткое, холодное. Зима длинная, полгода – полярная ночь. |
Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильная метель. | Лето теплое. Зима короче и мягче, чем в тундре. |
Растения | Мхи, лишайники, полярный мак. | Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика. | Ель, сосна, кедр, липа, береза, осина, дуб, клен, черника, брусника. |
Животные | Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит | Северный олень, песец, лемминг, волк. | Барсук, лисица, белка, белый медведь, куница, рысь, лось. |
Птицы | Чистик, кайра, тупик, гагара. | Белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди. | Филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел. |
Занятия населения | Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях | Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых. | Охота, рыболовство, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах. |
Конкурс №5. Музыкальный
Учитель. А сейчас - небольшой привал. Путешественники должны не только уметь ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать, петь песни.
Каждая команда приготовила по одной песне о природе. За её исполнение каждая команда получает по одному баллу.
Но путешественники должны также знать, как вести себя в общении с природой, чтобы не навредить ей. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе знают наши игроки.
Дети.
- Нельзя оставлять мусор после себя.
- Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые места, не оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников
- Нельзя разорять птичьи гнезда.
- Птичкам можно оставлять крошки хлеба.
Конкурс № 6. Конкурс капитанов.
Учитель. А сейчас мы проверим, насколько хорошо капитаны команд знают животный мир различных природных зон.
Каждому капитану выдается рисунок зверя, обитающего в одной из природных зон.
Расскажите о животном по плану:
Как называется зверь?
В какой природной зоне он живет?
Чем питается?
4. Как размножается?
Капитаны называют животное, которое изображено у них на картинке.
Капитан 1 – белый медведь.
Капитан 2 – морж
Капитан 3 – бурый медведь.
За правильный ответ команда получает по три балла.
Учитель. Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга?
Дети. Да
Учитель. Полностью она называется так: “Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений”.
Демонстрация книги учителем.
Её обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно, ведь красный цвет – сигнал тревоги и опасности. В Красную книгу внесены те животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им!
В Красную книгу занесены такие животные, как синий кит, белый медведь, амурский тигр, краснозобая казарка, азиатский речной бобр и многие другие. В Краснодарском крае есть своя Красная книга. Она называется “Красная книга Краснодарского края”.
Демонстрация книги учителем.
А каких животных, обитающих в нашем крае занесли в Красную книгу?
Конкурс №7. Решение задач.
Учитель. Решите задачу. За правильно решенную задачу команда получает по одному баллу.
Команда 1. Одногорбный верблюд может развивать скорость до 16 км/ч. Сколько километров он пройдет за 5 часов. (80 километров)
Команда 2. Скорость волка в случае опасности – 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой скоростью за 2 часа. (110 километров)
Команда 3. В особо неурожайные годы белки покидают родные места и двигаются туда, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью
км/ч. За сколько часов белки преодолеют расстояние 200 километров? (за 50 часов)
Конкурс №8. Загадки о животных.
Учитель. А сейчас проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах.
Каждой команде предлагается по три загадке. За каждую правильно отгаданную загадку команда получает один балл. Ну, а если назовете еще и природную зону, в которой обитает это животное, то еще один балл.
Команда 1.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках!
(Ящерица – степь)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко!
(Северный олень – тундра)
Плывёт по морю великан,
Пускает из воды фонтан.
(Кит – Арктические пустыни)
Команда 2.
Зверь я горбатый,
И нравлюсь ребятам.
(Верблюд – пустыня)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова – тундра)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
(Лось – лесная зона)
Вьётся верёвка,
На конце головка.
(Змея – пустыня)
Команда 3.
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянуться растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок – степь)
Конкурс №9. Что за растение?
Учитель. Животных вы знаете хорошо. А сейчас проверим, как вы знаете растения. Каждая команда получит рисунок с изображением растения. Вы должны определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне оно произрастает? За правильно решенную задачу команда получает по одному баллу.
Команда 1 - брусника.
Команда 2 – верблюжья колючка.
Команда 3 - ковыль.
Конкурс №10. Кроссворд.
Учитель. А сейчас – заключительный конкурс. В нем мы определим, как хорошо вы знаете названия природных зон, по которым сегодня путешествовали.
Каждая команда получает кроссворд. Кто его первым заполнит, тот получает 3 балла; кто вторым – 2 балла; кто третьим – 1 балл.
Ответы: 1. Тундра. 2. Тайга. 3. Степь. 4. Пустыня.
Учитель. Пока жюри подводит итоги и выявляет победителя, мы с вами послушаем стихи, в которых поэт описывает красоту природы. (А.С.Пушкин. “Уж небо осенью дышало…”
Жюри вручает грамоты победителю.
См. презентацию.