По природным зонам нашей Родины

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить знания учащихся по теме “Природные зоны нашей страны”.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята! В этом учебном году вы много путешествовали: побывали в мире слов, совершали в математические леса, где учились справляться с трудными заданиями.

Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие – по природным зонам нашей Родины.

В пути мы с вами узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

Учитель разбивает класс на три команды.

Конкурс №1. Приветствие команд

Каждая команда представляет свои эмблемы, девиз, названия, которые они приготовили заранее. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Конкурс №2. Разминка

Учитель. Какие предметы должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход?

Дети. Компас, карту, воду, палатку…

За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Учитель. Итак, мы видим, что команды готовы к путешествию. Сейчас вы должны определить, какая команда, из какой природной зоны начнёт своё увлекательное путешествие.

Конкурс №3. Определить природную зону

Каждая команда получает конверт, в котором лежит карточка с описанием определённой природной зоны.

Учитель. Зачитайте текст и узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь.

За правильный ответ команда получает один балл.

Карточка №1

До самого горизонта расстилалась равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

Карточка №2.

С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

Карточка №3.

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

Учитель. Продолжаем путешествие.

Конкурс №4. Установи соответствие.

Каждой команде вручается конверт, с разрезанной на части таблицей “Природные зоны”. Команда должна выбрать только то, что относится к заданной природной зоне.

Команда №1 – Крайний Север

Команда №2 – Тундра

Команда №3 – Лесная зона

За правильный ответ команда получает по 5 баллов; за одну ошибку – 4 балла; за две ошибки – 3 балла; за три ошибки – 2 балла; за четыре ошибки – 1 балл; за пять ошибок – 0 баллов.

Природные зоны

Природная зона Крайний Север Тундра Лесная зона
Положение зоны Северный Ледовитый океан и острова, расположенные на нём и острова, расположенные на нём Вдоль берегов Северного Ледовитого океана. К югу от зоны тундры
Климат Лето короткое, холодное.

Зима длинная, полгода – полярная ночь.

Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильная метель. Лето теплое. Зима короче и мягче, чем в тундре.
Растения Мхи, лишайники, полярный мак. Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика. Ель, сосна, кедр, липа, береза, осина, дуб, клен, черника, брусника.
Животные Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит Северный олень, песец, лемминг, волк. Барсук, лисица, белка, белый медведь, куница, рысь, лось.
Птицы Чистик, кайра, тупик, гагара. Белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди. Филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.
Занятия населения Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Охота, рыболовство, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Конкурс №5. Музыкальный

Учитель. А сейчас - небольшой привал. Путешественники должны не только уметь ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать, петь песни.

Каждая команда приготовила по одной песне о природе. За её исполнение каждая команда получает по одному баллу.

Но путешественники должны также знать, как вести себя в общении с природой, чтобы не навредить ей. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе знают наши игроки.

Дети.

  • Нельзя оставлять мусор после себя.
  • Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые места, не оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников
  • Нельзя разорять птичьи гнезда.
  • Птичкам можно оставлять крошки хлеба.

Конкурс № 6. Конкурс капитанов.

Учитель. А сейчас мы проверим, насколько хорошо капитаны команд знают животный мир различных природных зон.

Каждому капитану выдается рисунок зверя, обитающего в одной из природных зон.

Расскажите о животном по плану:

Как называется зверь?

В какой природной зоне он живет?

Чем питается?

4. Как размножается?

Капитаны называют животное, которое изображено у них на картинке.

Капитан 1 – белый медведь.

Капитан 2 – морж

Капитан 3 – бурый медведь.

За правильный ответ команда получает по три балла.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга?

Дети. Да

Учитель. Полностью она называется так: “Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений”.

Демонстрация книги учителем.

Её обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно, ведь красный цвет – сигнал тревоги и опасности. В Красную книгу внесены те животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им!

В Красную книгу занесены такие животные, как синий кит, белый медведь, амурский тигр, краснозобая казарка, азиатский речной бобр и многие другие. В Краснодарском крае есть своя Красная книга. Она называется “Красная книга Краснодарского края”.

Демонстрация книги учителем.

А каких животных, обитающих в нашем крае занесли в Красную книгу?

Конкурс №7. Решение задач.

Учитель. Решите задачу. За правильно решенную задачу команда получает по одному баллу.

Команда 1. Одногорбный верблюд может развивать скорость до 16 км/ч. Сколько километров он пройдет за 5 часов. (80 километров)

Команда 2. Скорость волка в случае опасности – 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой скоростью за 2 часа. (110 километров)

Команда 3. В особо неурожайные годы белки покидают родные места и двигаются туда, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью

км/ч. За сколько часов белки преодолеют расстояние 200 километров? (за 50 часов)

Конкурс №8. Загадки о животных.

Учитель. А сейчас проверим, как хорошо вы знаете животных, обитающих в различных природных зонах.

Каждой команде предлагается по три загадке. За каждую правильно отгаданную загадку команда получает один балл. Ну, а если назовете еще и природную зону, в которой обитает это животное, то еще один балл.

Команда 1.

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках!
(Ящерица – степь)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко!
(Северный олень – тундра)
Плывёт по морю великан,
Пускает из воды фонтан.
(Кит – Арктические пустыни)

Команда 2.

Зверь я горбатый,
И нравлюсь ребятам.
(Верблюд – пустыня)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова – тундра)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
(Лось – лесная зона)
Вьётся верёвка,
На конце головка.
(Змея – пустыня)

Команда 3.

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянуться растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок – степь)

Конкурс №9. Что за растение?

Учитель. Животных вы знаете хорошо. А сейчас проверим, как вы знаете растения. Каждая команда получит рисунок с изображением растения. Вы должны определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне оно произрастает? За правильно решенную задачу команда получает по одному баллу.

Команда 1 - брусника.

Команда 2 – верблюжья колючка.

Команда 3 - ковыль.

Конкурс №10. Кроссворд.

Учитель. А сейчас – заключительный конкурс. В нем мы определим, как хорошо вы знаете названия природных зон, по которым сегодня путешествовали.

Каждая команда получает кроссворд. Кто его первым заполнит, тот получает 3 балла; кто вторым – 2 балла; кто третьим – 1 балл.

Ответы: 1. Тундра. 2. Тайга. 3. Степь. 4. Пустыня.

Учитель. Пока жюри подводит итоги и выявляет победителя, мы с вами послушаем стихи, в которых поэт описывает красоту природы. (А.С.Пушкин. “Уж небо осенью дышало…”

Жюри вручает грамоты победителю.

См. презентацию.