Урок-путешествие по технологии

Разделы: Технология


Тема: Вводное занятие, знакомство с инструментами.

Цель: Знакомство с инструментами.

Задачи:

  • развивать и расширять кругозор детей
  • развивать способности уч -ся
  • совершенствовать трудовые навыки
  • воспитывать такие качества как трудолюбие, взаимовыручку? самостоятельность, ответственность за порученное дело
  • учить детей планировать и организовывать свой труд

Оборудование: магнитофон, диск «Звуки природы», поделки, инструменты, ножницы, молотки, пилы, клей ПВА, ветошь, кисточки для клея, заготовки из картона,(чемоданчики),шаблоны, значки ,цветная бумага, белая бумага, карта острова, капитанская фуражка, кукла « Самоделкин», технологическая карта.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Сообщение темы и цели занятия

Учитель: Добро пожаловать. Здравствуйте ребята . Я рада приветствовать вас на занятии .Вначале мне бы хотелось показать чем мы будем заниматься на уроках.( обзор поделок).Сегодня мы познакомимся с инструментами при помощи которых были изготовлены все эти замечательные поделки.

2. Изложение нового материала.

Ребята ,наше занятие необычное . Вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на далекий остров.

Я буду вашим капитаном. Возьмемся, за руки и представим, что мы находимся на корабле (звучит шум моря) Вокруг нас бушующее море. Волны поднимаются все выше и выше. Но наша команда очень дружная и поэтому нам не страшны никакие бури.

А что это там впереди? Давайте посмотрим. Да ведь это остров «Самоделкина». Хозяин этого острова «Самоделкин». Посмотрите, ребята, вот он нас встречает (одевается на руку кукла Самоделкин - «Здравствуйте ребята! Очень рад видеть вас на нашем острове. Во время путешествия по острову я буду вашим проводником. Первая наша остановка_ гавань «Загадок» .В ней водятся вертикали и горизонтали ,а в пустых клеточках прячутся слова .Прежде чем идти дальше, нам нужно отгадать кроссворд».

Кроссворд называется «Наши инструменты».

1. Доску грызла и кусала
на пол крошек набросала ,
но не съела ни куска,
знать не вкусная доска.
(пила)

2. Я однорукая старуха
и прыгаю по полотну
и нитку длинную из уха
как паутину я тяну.
(игла).

3. Если ей работу дашь
зря трудился карандаш.
(резинка).

4. У синьора есть причуда
сам синьор по доброй воле
головой стучит повсюду,
но не чувствует он боли.
(молоток).

5. Одна подружка полезла другой в ушко.
(нитка).

6. Ялюблю прямоту
я сама прямая
сделать ровную черту
всем я помогаю.
Что- ни будь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте кто же я?
(линейка)

7. Два кольца, два конца,
посредине гвоздик.
(ножницы).

8. В снежном поле по дороге
мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет темный след.
(карандаш).

Самоделкин - Молодцы ребята! А что вы знаете об инструментах? Для чего они служит и кто ими работает. (объяснение нового материала, демонстрация инструментов)

Учитель: Молоток состоит из головки и ручки. Головка имеет прорезь и клин для крепления. Молотки бывают трех видов - сапожный, столярный и слесарный. Сапожным молотком подбивают каблуки и подметки на обуви. Столярный , плотницкий молоток для забивания гвоздей. Киянка деревянный молоток для работы с жестью. Во время работы инструмент должен быть исправным, ручка без сколов.

Пила состоит из полотна и ручки .Пилы бывают одноручные и двуручные. Они используются для распиливания древесины. Двуручная пила для распиливания толстых бревен. Ножовка служит для распиливания досок. Лобзик используют для работы с фанерой. Слесарная ножовка служит для распиливания металла. Во время работы пила должна быть исправна, зубья заточены .

Ножницы бывают; садовые, портняжные, канцелярские, парикмахерские , маникюрные и ножницы по металлу. Ножницы состоят из двух лезвий , Двух колец для пальцев и винта .

Физкультминутка

Вы наверное устали ?
И поэтому все встали
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели
Пошипели, помолчали
И за кустиком пропали.
Руки вверх вперед и вниз
Улыбайся и садись.

3. Закрепление.

Хорошо ребята. Мы можем отправляться дальше . И попадаем в город «Забывчивых мастеров» . В этом городе жители немного рассеяны. Я вас прошу им помочь .

Вот на встречу нам идет плотник, а в руках у него ножницы .(исправляем). Дальше встречаем; кузнеца с пилой , парикмахера с молотком. (исправляем). Большое спасибо вам ребята! Давайте теперь зайдем в магазин. Чего только нет в этом магазине (нарисован магазин, в нем четыре полки на полках выставлен товар).

1 полка: белочка, заяц, молоток, курица.

Учитель: - Что нужно убрать с этой полки и почему?

2 полка: роза, тюльпан, пила, ромашка.

Что нужно убрать и почему?

3 полка; стакан, тарелка, ножницы, кружка.

Что нужно убрать и почему?

Молодцы ребята! Теперь в магазине появилась полка с инструментами.

Cпасибо ребята! Вы помогли жителям города, и они дарят вам чемоданчик с инструментами.

4. Коллективное творческое дело.

Учитель: Идем дальше. И куда это мы попали ? (звучит печальная музыка) Это ведь «Пустынный сад» В нем не растут деревья и не цветут цветы.

Давайте поможем жителям острова и посадим деревья в саду. Для этого воспользуемся белой бумагой и ножницами ,и технологической картой.

Вырезаем деревья из бумаги и приклеиваем их на коробку. Работаем аккуратно и соблюдаем технику безопасности при работе ножницами (дети вырезают по одному дереву и приклеивают на большую коробку стоящую на столе у учителя) .Получился сад .

Уборка рабочего места.

Учитель: Дети дайте саду новое название. Так как старое «Пустынный сад» уже не подходит (дети предлагают названия ).

Продолжаем путешествие (звучит тревожная музыка) .

Учитель: Ребята мы попали в темный лес. Чтобы выйти из этого леса и не заблудится нам нужно с закрытыми глазами, на ощупь узнать, что за предмет лежит в волшебной коробке, (молоток, кисточка, линейка, ножницы , катушка с нитками , карандаш ,пила, ластик.)

Кто желает?

Дети выходят, им завязывают глаза, и они на ощупь пытаются узнать предмет, называют его и объясняют почему они так решили.

Учитель: Молодцы ребята вы справились и с этим трудным заданием . И в награду Самоделкин привел нас к себе домой в «Мастерскую Самоделкина».

Самоделкин - Во время путешествия жители города подарили нам «Чемоданчик с инструментами» , один на всех , а я хочу чтобы у каждого из вас был такой чемоданчик. Чемоданчик я вам дарю , а инструменты нужно изготовить самим .Чтобы облегчить вашу задачу я вам подарю шаблоны для изготовления инструментов.

5. Практическая работа.

Учитель: -Ребята, что нужно чтобы у нас получился такой чемоданчик?

Какие инструменты нам понадобятся? (цветная бумага, ножницы, шаблоны, клей, карандаш, кисти для клея, ветошь.)Работу выполняем методом аппликации. Ручки всех инструментов красного цвета, а рабочие части - желтого. Из имеющихся шаблонов выбираем нужный, обрисовываем, не забывая о экономии бумаги, вырезаем. Когда все части инструментов будут вырезаны, выкладываем их на основу (чемоданчик) и по очереди приклеиваем ,аккуратно удаляя остатки клея ветошью. Во время работы соблюдаем технику безопасности при работе с ножницами.

Приступаем к работе. Во время работы учитель индивидуально оказывает помощь ученикам.

6. Подведение итогов.

  • Уборка рабочего места.
  • Анализ работ.
  • Обобщение знаний полученных на занятии.
  • Награждение всех детей медалями «Умелые руки».