Цель урока:
- познакомить уч-ся с причинами и последствиями демографических процессов;
- выявить зависимость экологической ситуации в мире;
- показать, что идеал развития демографического процесса – переход к стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости;
Оборудование: карта мира, компьютер, презентации, схемы, таблицы.
Ход урока
I . Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Артура Кларка “Человеку несвойственно задумываться над теми вариантами будущего, которые внушают страх”.
Вопрос: Подумайте и ответьте, почему современная демографическая ситуация может вызывать страх? (ответы детей)
Учитель: Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом.
Народонаселение – это совокупность людей, живущих на нашей планете в целом или в пределах какой-либо ее части (запись правила в рабочую тетрадь). Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на медико-биологические, социально-экономические и ценностно-мировоззренческие.
Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. На доске схема:
Причины:
В период, предшествовавший развитию науки и медицины, отмечались высокие показатели рождаемости и смертности и, как следствие, - низкий прирост населения. По мере совершенствования здравоохранения это равновесие нарушилось: уровень смертности упал, тогда, как рождаемость осталась без изменения. Соответственно страны, где процесс развивался, таким образом, пережили этап демографического взрыва (см. учебник стр. 187 чтение правила).
Демографический взрыв – это быстрое увеличение численности населения (запись правила в тетрадь).
Последствия:
Перенаселение Земли чревато включением экологических факторов, зависящих от плотности населения: теоретически вероятны шквалы заболеваний – гриппа, ВИЧ-инфекции. Высокая плотность населения ведет к утрате социальной значимости личности, к ее саморазрушению (алкоголизм, наркомания).
Задание: даны схемы, где вы должны указать стрелками возможные последствия роста населения на Земле (один уч-ся работает у доски с аналогичной схемой).
Демографическая проблема относится к одной из самых тяжелых, поскольку для ее решения требуется длительный период времени.
(На доске таблицы-диаграммы)
Вопрос: ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ? В каком регионе большая численность населения, а в каком меньшая?
Причины:
Работа по карте (у доски): покажите на карте мира регион с самой высокой численностью населения и с самой низкой численностью.
Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах? Каковы последствия?
(Ппо мере ответов уч-ся делают записи в рабочих тетрадях):
- ранние браки (с 12 лет);
- невысокая занятость женщин в производстве;
- влияние религии;
- традиция многодетности детей;
- запрещение абортов.
Последствия:
- истощение почв;
- дефицит продовольствия;
- рост безработицы;
- миграции в развитые страны;
- болезни;
- нищета.
Учитель: Прослушайте информацию, которую нам подготовила ученица о Китае.
Дополнительная информация о Китае:
К 1978 г. численность населения страны почти достигла 1 млрд и продолжала расти. Тогда было положено начало кампании, цель которой сводилась к тому, чтобы убедить каждую семью иметь не более одного ребенка. Главная же задача состояла в том, чтобы к концу нынешнего столетия добиться остановки роста численности населения на уровне 1,2 млрд человек, а затем способствовать ее снижению до уровня 800 млн человек.
В рамках этой кампании супругов убеждали подписывать обязательство не иметь больше одного ребенка. В качестве поощрения им предоставлялись сертификаты, дающие право на разнообразные льготы в зависимости от места жительства. В числе таких льгот были: бесплатное медицинское обслуживание и школьное образование для единственного ребенка, денежные дотации и дополнительное питание, повышенные пенсии по старости родителей, льготное техническое обслуживание жилища и, наконец, помощь в трудоустройстве ребенка по окончании школы. Если же в семье, подписавшей такое обязательство, все-таки появлялся второй ребенок, то супруги не только лишались всех привилегий, но и должны были платить большой штраф, который лишал их значительной части семейного бюджета. Эта кампания имела исключительно большой успех в городах Китая, в сельской же местности результаты оказались куда скромнее.
Учитель: Сейчас мы познакомимся с проектом-презентацией
“Может ли человечество заполонить весь земной шар?”
(См. приложения № 1 - презентация)
Учитель: Взрыв численности развивающихся стран отразится и на развитые страны. Произойдет депопуляция (запись правила в тетрадь) – это сокращение и замещение коренных жителей одних стран населением из других регионов. ( см. учебник на стр. 188, чтение правила)
А какова демографическая ситуация в России, Саратовской области?
Сообщение ученицы:
В России продолжается демографический спад. Смертность превышает рождаемость, и началось фактическое сокращение населения. России также грозит депопуляция в будущем. Уже сейчас происходит миграция населения со стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, аварцы, чеченцы, китайцы и др.
Задание:
Рассчитайте по годам ожидаемую разность ОКР-ОКС и впишите в таблицу.
Демографическая ситуация в Саратовской области:
РОЖДАЕМОСТЬ - 8,1 человек.
СМЕРТНОСТЬ - 16, 3 человек.
ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ - 8,2 человека.
Учитель: Каковым должен быть выход из ситуации? (ответы детей)
- проводить разного рода акции, направленные на повышение рождаемости;
- увеличить детское пособие на ребенка;
- принимать государственные меры по улучшению жизни;
- материальное стимулирование;
- запретить аборты в стране;
Давайте посмотрим, что об этом думает еще нерожденный ребенок.
(См. приложение № 2 - презентация “Дневник нерожденного ребенка”)
Учитель: - Какие выводы вы для себя сделали, просмотрев презентацию?
Обратим внимание на лозунги:
1 семья – 1 ребенок;
1 семья – 2 ребенка;
1 семья – 3 и более детей.
Вопросы для дискуссии:
- Какой лозунг приемлем для развивающихся стран, чтобы стабилизировать ситуацию?
- Какого лозунга нужно придерживаться россиянам?
- А сколько детей будет в вашей будущей семье? Будете ли вы участвовать в стабилизации ситуации в России?
Вывод:
Итак, находим идеальный путь для исправления демографической проблемы:
- рождаемость и смертность высокая;
- рождаемость и смертность низкая;
- высокая рождаемость и низкая смертность;
- низкая рождаемость и высокая смертность.
Идеальный путь для развивающихся стран? (ответы детей)
Идеальный путь для России? (ответы детей)
III. Закрепление.
- Численность, каких стран увеличивается, а каких падает?
- К каким последствиям может привести рост населения?
- Почему политика должна заниматься регулированием численности населения?
IV. Обобщение.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Что нового вы узнали?