Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Отработка умения прибавлять и вычитать числа 1, 2;
    закрепление знаний составных элементов задачи, умения решать задачи на нахождение суммы.
  2. Способствование развитию мышления, памяти, внимания, математически правильной речи.
  3. Воспитание культуры учебного труда, интереса к изучению математики.
  4. Содействие развитию эмоциональной сферы учащихся, сохранению психического и физического здоровья.

 Оборудование.

У учителя:

  • задания для индивидуальной работы учащихся у доски;
  • игра “Заселяем дома”;
  • геометрические фигуры (треугольник, ромб, четырехугольник);
  • задания на сравнение;
  • образец написания цифры 2;
  • на стенах карточки с примерами для фронтальной работы;
  • карточки для организации дифференцированной самостоятельной работы;
  • маркер;
  • демонстрационная линейка.

У учащихся:

  • учебник М.И.Моро и др. Математика, 1 класс. М.: Просвещение, 2006;
  • рабочая тетрадь;
  • ручка, простой карандаш, красный и синий карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Прозвенел для нас звонок
    Начинается урок.
  2. Объявление темы и целей урока.
    Тема сегодняшнего урока математики: Прибавление и вычитание чисел 1 и 2. Мы повторим все, что изучали в данной теме, а в конце урока выполним небольшую самостоятельную работу.
  3. Психологический настрой учащихся.
    Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:
    Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (Плакат на доске).
    – Как вы понимаете эти слова?
    – Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости. И тогда у вас все получится.

II. Устный счет

1. Индивидуальная работа у доски:

а) Игра “Заселяем дома”
б) Найди значение выражений:

5 + 1 = 3 + 2 =
9 – 2 = 10 – 2 =
6 – 6 = 7 + 0 =
7 + 2 = 8 – 1 =

2. Фронтальная работа:

а) Геометрический материал:

– Назовите фигуры.

– Почему они так называются?

– Как назвать фигуры одним словом?

– Какая фигура лишняя? Почему?

– Как внутри каждой фигуры провести прямую линию, которая разделит фигуру на два треугольника?

б) Упражнение на сравнение /задание на оборотной стороне многоугольников/.

9 * 10
7 * 8 – 2
5 + 1 * 7 – 1

– Что сравниваем? (Число и выражение, выражение и выражение.)

– Поставь знак и прочитай выражение.

– Какое выражение лишнее? Почему?

в) Задачи на смекалку:

В семье мама и дочка занимаются фигурным катанием, папа поднимает штангу, дедушка бегает по утрам в парке, а бабушка готовит обед. Сколько членов этой семьи занимаются спортом, чтобы быть здоровыми? (4)

В спортивный зал мама с дочкой никогда не поднимаются в лифте, они предпочитают ходить по лестнице. На одной из лестниц 9 ступенек. На какую ступеньку им нужно встать, чтобы оказаться на середине лестницы? (5).

Когда дедушка бегал в парке, он заметил, что красных и желтых скамеек поровну. Желтых скамеек 3. Сколько всего скамеек в парке? (6)

3. Проверка индивидуальной работы:

Игра “молчанка”

Если ответ правильный – подпрыгните и хлопните в ладоши, если неверный – присядьте.

Вот мы и завершили разминку для ума. Пришло время минутки чистописания.

III. Минутка чистописания

1. Разминка пальцев рук.

Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик самый меткий. Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает,
А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает.

Пальчик, пальчик, ты мой друг.
Лечишь ты от всех недуг.
Будет всяк из нас здоров.
И не надо докторов.

2. Сегодня говорим о числе им цифре 2.

– Что вы знаете о числе 2? (Однозначное, потому что записывается при помощи одной цифры 2, соседи 1 и 3, можно получить из чисел 1 и 1.)

– Цифру 2 начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны клетки, ведем закругление вверх, чтобы голова цифры 2 стояла в правом верхнем углу клетки. Шея у цифры 2 – прямая наклонная палочка идет к середине нижней стороны. Основание – плавная волнистая линия.

– Напишите цифру 2 по образцу в тетради.

– С числом 2 составьте и запишите одно выражение на сложение и одно на вычитание. (Два предложенных выражения учитель записывает на доске.)

– Прочитайте выражения разными способами (“плюс” – “минус”, прибавить-вычесть, увеличить – уменьшить, слагаемое, слагаемое, сумма.)

Составлять выражения и читать их вы уже научились. Посмотрим, насколько быстро и правильно вы считаете. Но сначала – игра “У оленя дом большой”.

IV. Работа над темой урока

а) – Посмотрите вокруг себя. В классе “спрятались” примеры. На какие две группы их можно разделить? (Учащиеся выходят по одному, укрепляют выражения на доске в два столбика.)

5 + 1 =
6 + 1 =
7 – 1 =
8 – 1 =
4 + 2 =
8 – 2 =
5 + 2 =
9 – 2 =

* на сложение и вычитание

* с числом 1 и с числом 2

* с ответом 6 и с ответом 7.

– Что значит прибавить один? Вычесть один?

– Как прибавить 2? Вычесть 2?

 Считать вы научились, замечательно справились с заданием. Давайте отдохнем.

Упражнение на релаксацию: Лягте на парту, закройте глаза. Представьте себе, что сейчас лето, жарко греет солнце. Мы с вами любуемся синим морем. Идем босиком по теплым, гладким камешкам. Пересыпаем сухой песочек из одной руки в другую. Легкий ветерок освежает нас. Приятная картина?

– А сейчас просыпаемся и продолжаем активно работать.

б) Решение задачи. (Учебник, стр. 91, № 7.)

– Какие этапы задачи вы знаете? (Условие, вопрос, решение, ответ.)

– Прочитаем задачу вместе.

– Что нам известно?

– Что нужно узнать? Перечитайте вопрос задачи.

– Как узнать, сколько всего пирожков?

– Начертите в тетради схему к задаче.

– Запишите решение и ответ.

– Проверка: посмотрите на таблички и скажите, какое из решений вы считаете верным?

– Почему?

2 + 2 = 4 (п.)
Ответ: 4 п.
2 – 2 = 0 (п.)
Ответ: 0.

– Проверьте свое решение в тетради.

С задачей справились – можно и отдохнуть. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет сосредоточиться для самостоятельной работы, стать внимательнее.

Игра “Шар”.

V. Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа по карточкам.

1 вариант:

– Те ребята, у кого на карточке расцвели солнечные одуванчики, примеры с ответом 6 раскрасят синим карандашом, с ответом 7 – красным карандашом.

6 + 0 8 – 1 5 + 1
5 + 2 4 + 2 9 – 2

2 вариант:

– Те м ребятам, у кого на карточке синие колокольчики, нужно сравнить выражения или числа, поставить вместо точки знаки “больше”, “меньше” или “равно”.

– Что нужно сделать, прежде, чем сравнивать? (Найти значение выражений и подписать их сверху, над знаком.)

6 + 2 * 10
7 – 2 * 5
8 – 1 * 8 – 2
9 * 4 + 2

Итог урока.

– Тема изучена. Урок подходит к концу.

– Что сегодня на уроке было для вас самым интересным?

– Что оказалось сложным, вызвало затруднение?

– Много уроков у нас впереди, вместе мы все одолеем в пути.

– Урок окончен, спасибо за урок.