Цели:
- Отработка умения прибавлять и вычитать числа 1,
2;
закрепление знаний составных элементов задачи, умения решать задачи на нахождение суммы. - Способствование развитию мышления, памяти, внимания, математически правильной речи.
- Воспитание культуры учебного труда, интереса к изучению математики.
- Содействие развитию эмоциональной сферы учащихся, сохранению психического и физического здоровья.
Оборудование.
У учителя:
- задания для индивидуальной работы учащихся у доски;
- игра “Заселяем дома”;
- геометрические фигуры (треугольник, ромб, четырехугольник);
- задания на сравнение;
- образец написания цифры 2;
- на стенах карточки с примерами для фронтальной работы;
- карточки для организации дифференцированной самостоятельной работы;
- маркер;
- демонстрационная линейка.
У учащихся:
- учебник М.И.Моро и др. Математика, 1 класс. М.: Просвещение, 2006;
- рабочая тетрадь;
- ручка, простой карандаш, красный и синий карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел для нас звонок
Начинается урок. - Объявление темы и целей урока.
Тема сегодняшнего урока математики: Прибавление и вычитание чисел 1 и 2. Мы повторим все, что изучали в данной теме, а в конце урока выполним небольшую самостоятельную работу. - Психологический настрой учащихся.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (Плакат на доске).
– Как вы понимаете эти слова?
– Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости. И тогда у вас все получится.
II. Устный счет
1. Индивидуальная работа у доски:
а) Игра “Заселяем дома”
б) Найди значение выражений:
5 + 1 = 3 + 2 =
9 – 2 = 10 – 2 =
6 – 6 = 7 + 0 =
7 + 2 = 8 – 1 =
2. Фронтальная работа:
а) Геометрический материал:
– Назовите фигуры.
– Почему они так называются?
– Как назвать фигуры одним словом?
– Какая фигура лишняя? Почему?
– Как внутри каждой фигуры провести прямую линию, которая разделит фигуру на два треугольника?
б) Упражнение на сравнение /задание на оборотной стороне многоугольников/.
9 * 10
7 * 8 – 2
5 + 1 * 7 – 1
– Что сравниваем? (Число и выражение, выражение и выражение.)
– Поставь знак и прочитай выражение.
– Какое выражение лишнее? Почему?
в) Задачи на смекалку:
В семье мама и дочка занимаются фигурным катанием, папа поднимает штангу, дедушка бегает по утрам в парке, а бабушка готовит обед. Сколько членов этой семьи занимаются спортом, чтобы быть здоровыми? (4)
В спортивный зал мама с дочкой никогда не поднимаются в лифте, они предпочитают ходить по лестнице. На одной из лестниц 9 ступенек. На какую ступеньку им нужно встать, чтобы оказаться на середине лестницы? (5).
Когда дедушка бегал в парке, он заметил, что красных и желтых скамеек поровну. Желтых скамеек 3. Сколько всего скамеек в парке? (6)
3. Проверка индивидуальной работы:
Игра “молчанка”
Если ответ правильный – подпрыгните и хлопните в ладоши, если неверный – присядьте.
Вот мы и завершили разминку для ума. Пришло время минутки чистописания.
III. Минутка чистописания
1. Разминка пальцев рук.
Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик самый меткий. Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает,
А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает.Пальчик, пальчик, ты мой друг.
Лечишь ты от всех недуг.
Будет всяк из нас здоров.
И не надо докторов.
2. Сегодня говорим о числе им цифре 2.
– Что вы знаете о числе 2? (Однозначное, потому что записывается при помощи одной цифры 2, соседи 1 и 3, можно получить из чисел 1 и 1.)
– Цифру 2 начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны клетки, ведем закругление вверх, чтобы голова цифры 2 стояла в правом верхнем углу клетки. Шея у цифры 2 – прямая наклонная палочка идет к середине нижней стороны. Основание – плавная волнистая линия.
– Напишите цифру 2 по образцу в тетради.
– С числом 2 составьте и запишите одно выражение на сложение и одно на вычитание. (Два предложенных выражения учитель записывает на доске.)
– Прочитайте выражения разными способами (“плюс” – “минус”, прибавить-вычесть, увеличить – уменьшить, слагаемое, слагаемое, сумма.)
Составлять выражения и читать их вы уже научились. Посмотрим, насколько быстро и правильно вы считаете. Но сначала – игра “У оленя дом большой”.
IV. Работа над темой урока
а) – Посмотрите вокруг себя. В классе “спрятались” примеры. На какие две группы их можно разделить? (Учащиеся выходят по одному, укрепляют выражения на доске в два столбика.)
5 + 1 = 6 + 1 = 7 – 1 = 8 – 1 = |
4 + 2 = 8 – 2 = 5 + 2 = 9 – 2 = |
* на сложение и вычитание
* с числом 1 и с числом 2
* с ответом 6 и с ответом 7.
– Что значит прибавить один? Вычесть один?
– Как прибавить 2? Вычесть 2?
Считать вы научились, замечательно справились с заданием. Давайте отдохнем.
Упражнение на релаксацию: Лягте на парту, закройте глаза. Представьте себе, что сейчас лето, жарко греет солнце. Мы с вами любуемся синим морем. Идем босиком по теплым, гладким камешкам. Пересыпаем сухой песочек из одной руки в другую. Легкий ветерок освежает нас. Приятная картина?
– А сейчас просыпаемся и продолжаем активно работать.
б) Решение задачи. (Учебник, стр. 91, № 7.)
– Какие этапы задачи вы знаете? (Условие, вопрос, решение, ответ.)
– Прочитаем задачу вместе.
– Что нам известно?
– Что нужно узнать? Перечитайте вопрос задачи.
– Как узнать, сколько всего пирожков?
– Начертите в тетради схему к задаче.
– Запишите решение и ответ.
– Проверка: посмотрите на таблички и скажите, какое из решений вы считаете верным?
– Почему?
2 + 2 = 4 (п.) Ответ: 4 п. |
2 – 2 = 0 (п.) Ответ: 0. |
– Проверьте свое решение в тетради.
С задачей справились – можно и отдохнуть. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет сосредоточиться для самостоятельной работы, стать внимательнее.
Игра “Шар”.
V. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа по карточкам.
1 вариант:
– Те ребята, у кого на карточке расцвели солнечные одуванчики, примеры с ответом 6 раскрасят синим карандашом, с ответом 7 – красным карандашом.
6 + 0 | 8 – 1 | 5 + 1 |
5 + 2 | 4 + 2 | 9 – 2 |
2 вариант:
– Те м ребятам, у кого на карточке синие колокольчики, нужно сравнить выражения или числа, поставить вместо точки знаки “больше”, “меньше” или “равно”.
– Что нужно сделать, прежде, чем сравнивать? (Найти значение выражений и подписать их сверху, над знаком.)
6 + 2 * 10 7 – 2 * 5 |
8 – 1 * 8 – 2 9 * 4 + 2 |
Итог урока.
– Тема изучена. Урок подходит к концу.
– Что сегодня на уроке было для вас самым интересным?
– Что оказалось сложным, вызвало затруднение?
– Много уроков у нас впереди, вместе мы все одолеем в пути.
– Урок окончен, спасибо за урок.