Урок по окружающему миру "Мы и наше здоровье"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • проверить знания по разделу “Мы и наше здоровье”, продолжить работу по формированию общеучебных умений;
  • систематизировать и обобщить представления учащихся об анатомо–физиологическом строении человека;
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

Задачи:

  • формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
  • обосновать необходимость заботы о своем здоровье;
  • развивать умения вести диалог “ученик–ученик”, “учитель–ученик”.

Оборудование:

  • кроссворды;
  • интерактивная доска с компьютером;
  • тест;
  • учебник “Мир вокруг нас”, 3 класс (1–4). Автор: А. А. Плешаков.
  • рабочая тетрадь;
  • презентация о человеке.

Основные понятия:

  • науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина;
  • здоровье;
  • закаливание организма.

Эпиграф к уроку: “В здоровом теле – здоровый дух!”

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Эпиграфом к уроку я взяла поговорку: “В здоровом теле – здоровый дух!” Как вы понимаете слова эпиграфа? На нашем уроке присутствует сказочный герой. Угадайте, кто это и доскажите словечко?

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит). (Слайд 1) Приложение 1

Он будет слушать ваши ответы и давать полезные советы.

Чтобы вспомнить, как называется изученный раздел, предлагаю вам вспомнить все изученное и отгадать кроссворд. (Приложение 2. Слайд 2)

Итак, тема урока “Мы и наше здоровье”. Сегодня мы обобщим основные сведения об организме человека, органах чувств, системах органов, выполним тесты.

II. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.

Учитель: Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

Что же является главным в жизни каждого человека?

– Что значит, по–вашему, быть здоровым?

Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по–настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться. Нужно узнавать свой организм.

Учитель: Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. И сам человек состоит из органов, связанных друг с другом и выполняющих общую работу в организме.

III. Обобщение и систематизация знаний

– Какие системы органов вы можете назвать?

Опорно-двигательная система

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Приложение 3

(Слайд 3. На интерактивной доске соединить линиями систему на рисунке с названием)

Давайте вспомним об органах и их работе, которые входят в эти системы.

(Дети кратко рассказывают о работе систем у доски.)

Учитель: Вспомним о работе органов чувств:

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
  2. Между двух светил в середине я один. (Нос.)
  3. На ночь два оконца сами закрываются,
    А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
  4. Дети слушают в лесу как кричат кукушки.
    А для этого нужны нашим детям … (ушки)
  5. С ее помощью мы ощущаем прикосновения предметов, тепло, холод, боль. (Кожа.)

Приложение 4

(Слайд 4. На интерактивной доске соединить линиями органы чувств с названием)

Физминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Рано утром умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Учитель: Сейчас я предлагаю ученикам выполнить работу по карточкам за компьютером.

(4 ученика получают индивидуальные задания по карточкам и выполняют работу за компьютером):

  1. Нарисовать продукты, в которых содержатся белки.
  2. Нарисовать продукты, в которых содержатся жиры.
  3. Нарисовать продукты, в которых содержатся углеводы.
  4. Нарисовать продукты, в которых содержатся витамины.

Учитель: Пока дети работают, мы вспомним о том, какую помощь вам необходимо уметь оказывать при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обморожении. Доктор Айболит просит выйти к доске своих помощников.

(Приглашаются 4 ученика, из отдельных фраз они выбирают необходимые им. А затем рассказывают об оказании первой помощи).

Учитель: Проведите стрелки так, чтобы получились фразы о работе различных систем органов человека.

(Слайд 5. На интерактивной доске соединить линиями системы органов человека с кратким описанием их работы)

Учитель: Давайте попробуем угадать, каким было задание для детей, работающих за компьютером? Что изобразили дети?

Проверка знаний

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 3) Приложение 4

Итог урока

Учитель: Предлагаю высказать свое мнение:

– “Почему необходимо знать строение своего организма?”

– Какие же науки о человеке помогают сберечь здоровье?

Учитель: Для того чтобы быть здоровыми, необходимо соблюдать главные правила здорового образа жизни. (Слайд 6)

Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, что он помог вам лучше узнать о строении человека, и это поможет вам грамотно заботиться о своем здоровье.

Доктор Айболит благодарит вас за урок.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4