Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
- Образовательные:
– обобщение и систематизация сведений о разложении многочлена на множители, повторение формул сокращенного умножения.
– обобщение и расширение сведений о способах разложения многочлена на множители. - Воспитательные: воспитание любви к математики, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
- Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.
Принцепы обучения.
Дидактические:
- Систематичности и последовательности обучения.
- Доступности (опора на знания учащихся).
- Индивидуализации обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимся, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).
- Научности
- Связь теории с практикой
Оборудование урока (средства обучения).
- Две доски, одна из которых магнитная.
- Таблицы с формулами сокращенного умножения.
- Карточки дифференцированных заданий.
- Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов.
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручка и карандаши, карточки личного учета.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Подведение итогов урока.
Методы контроля деятельности на данном уроке:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
- Итоговый контроль.
Ход урока
I. Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Сообщение темы урока, плана работы на уроке
II. Этап всесторонней проверки знаний.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение. Терминологическое “Лего”.
На карточках у учеников соединяются фразы из определений. Их задача соединить куски фраз правильно.
На магнитную доску вынести верные выражения:
А) аг + b2 – 2ab = (a – b)2
Б) т2 + 2тп-п2 = (т – п)2
В) 2pt – p2 – t2 = (p – t)2
Г) 2cd + c2 + d2 = (c – d)2
Д) (a – в)(а + в) = а2 – в2
Е) (а + в)(а2 – ав + в2) = а3 + в3
- На столах у учеников карточки с многочленами. Их задачи, правильно распределить их по способам разложения на множители.
Перед этим повторяют все изученные способы разложения на множители. Доска делится на три части и один из учеников выносит на доску название способов.
Метод |
||
Вынесение общего множителя за скобки. | Формулы Сокращения умножения |
Способ группировки.
|
5ав – в 2а – 3а2 20x3 y2 + 4x2 y b(a + 5) – c(a + 5) |
в3 – 8 а2 – 4 a4 – b8 27b3 + a6 x2 – 6x + 9 49 m4 – 25n2 |
2bx – 3ay + 664 + ax a2 + ab – 5a – 5b |
Затем 2 ученика на закрытых досках делают по 5 предложенных примеров.
Остальные делают в тетради.
IV. “Математическая эстафета”.
На последней парте каждого ряда листок с заданиями. Каждая парта выполняет по 2 задания.
I ряд 1) 3a + 12b 2) 2a + 2b + a2 + ab 3) 9a2 – 16b2 4) 7a2 b – 14ab2 + 7ab 5) 16 – a2 6) 4a2 – 4ab + b2 7) 2 (a + 5) – 3c (a + 5) 8) 25a2 + 70 ab + 49b2 |
II ряд 1) 16a2 + 8ab + b2 2) 3m – 3n + mn – n2 3) 5а-25в 4) 4a2 – 3ab + a – a 5) 9a2 – 30ab + 25b2 6) 2 (a + b) – 3c (a + b) 7) 144a2 – 25b2 8) 9a3 b – 18 ab2 – 9ab |
III ряд 1) 10a+15c 2) 4a2 – 9b2 3) 6xy – ab – 2bx + 3ay 4) 4a2 + 28ab + 49b2 5) b(a+c) + 2a + 2c 6) 5a3 c – 20acb – 10ac 7) x2 – 3x -5x + 15 8) 9a2 – 6ac + c2 |
Задание № 8 выносятся на доску.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание.
“5” № 1089 ( а; в )
№ 1083 ( а; в )“4” № 1085 ( а; в )
№ 1090 (а)“3 или 2” № 1007
№ 998 ( а; в )
- Подведение итогов урока.
Учащиеся сами делают выводы по итогам урока.
Учитель оценивает работу учащихся.