Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном
звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции,
чтобы поддерживать порядок.
Эмерсон
Цель:
- развитие интеллектуального потенциала;
- общеучебных навыков (в частности презентационных);
- артистических способностей;
- развитие навыков речевой культуры;
- ораторского мастерства.
Подготовка к занятию: Слайды со схемами.
Кадры из фильма “Карнавал”
Раздаточный материал:
- Скороговорки
- Рекомендации
- Карточки с заданиями к упражнениям
- листы А-4 для рефлексии – 3 шт. и цветная бумага для отметки.
Ребята! Каждому человеку необходимо уметь говорить понятно, четко, правильно выражать свои мысли и передавать их окружающим. В жизни бывают такие ситуации, когда необходимо будет красиво подать себя или свою работу. Некоторые из вас пишут исследовательские работы. Выполнение исследования – это только часть работы, всех, кто занимается исследованиями ожидает публичный этап – демонстрация полученных результатов на научной конференции.
В исследовательской деятельности необходимо обладать презентационными умениями и навыками. Презентовать – это красиво подавать себя, свою работу.
Презентационные умения и навыки, это:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения.
Результаты опроса, который мы провели на предыдущем занятии, показали, что наиболее трудно для вас: выступать с докладом не читая, а рассказывая и говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников. Этому мы будем учиться сегодня.
Навыки монологической речи (информирование)
Монологическая речь не предполагает высказываний слушающих, говорит всегда один человек. К монологической речи относятся лекции, доклады, выступления. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а так же умения устанавливать контакт с аудиторией.
Достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор – зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством. Ораторское искусство – это особое мастерство выступающего. Ораторами не рождаются и, значит, этому мастерству можно и нужно учиться.
Практика выступления лучших ораторов мира показывает, что сухое, деловое выступление, когда передается только “голая информация”, как правило, вызывает скуку и даже раздражение, слушается без интереса. Ораторы используют специальные приемы, чтобы разнообразить, украсить свою речь.
К таким приемам относятся использование речевых оборотов (образных выражений): сравнений, метафор, эпитетов. Ораторы используют крылатые слова, пословицы, поговорки. Не малую роль играет словарный запас выступающего. Чем богаче словарь, тем ярче, разнообразнее речь.
Взгляните на экран. Вы видите “Схему ораторского искусства”. Сейчас мы узнаем, как подготовить речь для выступления:
- Подбор содержания выступления.
- Составление плана выступления, распределение его в логической последовательности. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух.
- Литературная обработка содержания речи Лучше запоминается начало выступления и конец, поэтому они должны быть особенно яркими.
- Заучивание, запоминание речи. Лучше текст рассказывать, а не читать.
- Работа над интонацией, мимикой, жестами. [2]
Теперь мы познакомимся с тем “Как рекомендуется держаться во время выступления”:
- Не прячьтесь за трибуной.
- Не бойтесь передвигаться на сцене.
- Стойте прямо, перенесите центр тяжести с пяток на носки.
- Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями.
- Меняйте тембр голоса, чтобы не быть монотонным. Голосом подчеркивайте новые и важные мысли, контролируйте скорость речи, при быстрой речи аудитория ее не воспримет, при медленной люди будут отвлекаться.
- Развлеките публику анекдотом, драматическим началом выступления, поставьте несколько вопросов.
- Меняйте положение. Не цепляйтесь за трибуну и не налегайте на нее. Не пренебрегайте жестами.
- Произносите слова четко.
- Отдайтесь вдохновению. Не скрывайте своего воодушевления. Публика будет внимательней, если увидит, что вы убеждены в своих мыслях и идеях. [1]
А сейчас нам предстоит самим составить рекомендации выступающим. Внимание на экран. Мы видим “Семь чаще всего встречающихся недостатков у людей, выступающих публично”:
- Каша во рту, то есть слова звучат невнятно и на одной ноте.
- Запинания: речь сбивчива, бессвязна; в ней много вводных слов, заиканий.
- Выступление плохо спланировано, не акцентируется внимание на главной мысли.
- Безразличие к аудитории.
- Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна.
- Оратор не позаботился о том, чтобы тщательно отрепетировать свою речь.
- Недостаточное знание предмета. [1]
Зная, чего не следует делать оратору, мы вместе с вами разработаем рекомендации выступающему. Учитывая первый недостаток, какую рекомендацию можно дать?
В результате должны получиться рекомендации выступающим:
- Произносить слова четко, внятно с выражением.
- Не использовать слова-паразиты, говорить без запинок.
- Спланировать выступление, выделять интонацией главную мысль.
- Начадить зрительный контакт с отдельными слушателями.
- Говорить убедительно, воодушевленно.
- Тщательно отрепетировать речь.
- Быть осведомленным в проблеме.
Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, насыщенности информацией. Высокий уровень культуры речи предполагает совершенствование техники речи.
К составляющим техники речи относятся:
- Дикция – это четкость и ясность произношения, слов, и отдельных звуков и фраз.
- Звукопроизношение– умение четко и правильно произносить отдельные звук.
- Сила голоса – это не только громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание.
- Темп речи – число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп – 120 слов минуту.
- Тембр голоса – это звуковая окраска голоса, которая создает оттенки голоса.
- Интонация – выделение голосом отдельных отрезков речи, слов, фраз, предложений.
Без интонации все богатства языка были бы мертвы.
Вы, наверное, слышали, что родиной ораторского искусства считают Древнюю Грецию Здесь по законам страны каждый должен был защищать себя в суде сам, а для этого нужно было уметь говорить.
Гермоген, Квантилиан, Перикл, Демосфен, Цицерон – вот имена великих ораторов, чьи пламенные речи изучаются до сих пор в риторике?
– Кто знает, что это за слово?
Огромным трудом и работой над, собой прославился Демосфен. Он был неотразимым оратором. Известно, что с рождения он имел слабый голос, речь его была шепелявой, с большго дефектами. Попытки публично выступать кончались негодованием и свистом толпы: никто не хотел слушать такого оратора. Но Демосфен был упорен. Несколько лет тренировался в произнесении речей, ходил на берег моря и старался перекричать шум бури. Каждый день он набирал в рот мелкие камушки и, держа их во рту, часами произносил речь, стараясь выговаривать отчетливо каждое слово... И Демосфен стал тем, кем он хотел стать: слушать его речи съезжались со всей Греции.
Сейчас вашему вниманию предлагается отрывок их фильма “Карнавал”, в котором мы увидим, как тренирует технику речи, по методике Демосфена, героиня фильма.
(Просмотр кадров из фильма “Карнавал”)
Практические задания
А сейчас мы переходим к практической части нашего занятия. Для начала необходимо подготовить (“разогреть”) речевой аппарат: руки, губы, язык.
(Вытягиваем вверх, вниз, вправо, влево).
Следующее упражнение: произносим слова громко, тихо, шепотом, быстро, очень быстро
“По горе идет отряд, барабанщик очень рад
Барабанит, барабанит полтора часа подряд”.
Мы подготовили свой речевой аппарат к работе.
Всем известно, что хорошо тренируют речь скороговорки (улучшают артикуляцию, дикцию).
Игра “Вступительный экзамен в театральный институт”.
У вас есть листочки с текстами. Эти тексты необходимо четко и правильно произнести перед “приемной комиссией”. (У каждого своя скороговорка.)
“Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ, смой с ушей под душем
тушь.
Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись
суше.
Шею суше, суше уши и не пачкай тушью уши”.
Дома следует тренировать произношение, для этого необходимо проговаривать трудные слова или словосочетания. Сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом, а затем мысленно, в уме так же отчетливо.
Если эти упражнения вы будете записывать на магнитофон, то получите возможность наблюдать за тем, как меняется ваш голос и дикция день ото дня.
Упражнение на интонирование, тембр голоса.
В этом упражнении нужно произнести текст выразительно.
Чтение с листа: деление текста на смысловые куски, которым должна соответствовать определенная интонация.
Пусъки бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонилисъ. И Калуша волит. Оее, оее! Бутявка-то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!!
Упражнение “Выделение интонацией”
Произносим фразу “Я тебе говорила, что билеты в наш театр стоят 30 рублей”, выделяя интонацией по очереди каждое слово.
(Для этого упражнения нужны девять человек).
Мы видим как меняется смысл фраз.
Упражнение “Оратор”
Произносите речь дома перед семьей, друзьями. Снова и снова повторяйте ее. Чем больше практики, тем лучше получится выступление!
Сейчас вам нужно будет произнести небольшое выступление.
Цель вашего выступления: сообщить нам тему своей работы, почему вы ее выбрали. Нужно рассказать об этом так, чтобы мы тоже захотели писать работу на эту тему. Постарайтесь учесть все рекомендации по ораторскому мастерству. А мы своими аплодисментами выберем самого красноречивого оратора.
На сегодняшнем занятии мы учились ораторскому мастерству. Надеюсь, то, чему научились на этом занятии, пригодится вам в дальнейшем для ежедневных тренировок, развития ваше ораторского мастерства.
В заключение я предлагаю свое мнение о занятии оставить на листочке.
(Для рефлексии листы с фразами):
- Я узнал (а) много нового.
- Мне было интересно.
- У меня остались вопросы, не все понятно.
Список литературы:
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум, 2001.
- Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Издательство “Дело”, 2002.
- Колтунова М.В. Нормы. Риторика. Этикет. Москва “НПО "Экономика"”, 2000.