Наш предмет – мировая художественная культура – уникален. Он дает нам возможность приобщить учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоить художественный опыт прошлого и настоящего. Позволяет воспитывать в наших детях толерантность к культуре других народов. Расширяет кругозор ученических знаний и представлений, как о великих мастерах искусства, так и различных стилях, направлениях, художественных методах в изображении прекрасного.
Принимая во внимание специфику предмета мировая художественная культура, его непосредственный выход на творческую составляющую обучения, в своей работе мы делаем упор на деятельные формы обучения. Постигая “азы прекрасного”, изучая, размышляя, анализируя, ученик сам способен создать нечто-то новое. Может быть, это и звучит несколько громко, но посудите сами. Написание скучных сообщений, докладов уходит в прошлое. Время диктует новые более продуктивные, (как говорят наши ученики – “продвинутые”), – нестандартные формы работы, возбуждающие у учащихся интерес, удивление перед необычным и гордость от полученного ими результата. Одной из наиболее продуктивных форм учитель считает – использование буклета на уроке мировой художественной культуры.
В наш век компьютерных технологий невозможно представить обучение без их использования. Для того чтобы создать буклет нужно, по меньшей мере, овладеть навыками работы с “чудо машиной”, ведь буклет создается в программе Microsoft Publisher.
Так что же такое буклет – (от франц. Bouclette – колечко), произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма. В форме буклета издаются краткие путеводители, рекламы, проспекты, программы. (БЭС)
Проще говоря, буклет – это маленькая цветная книжечка, содержащая большой объём информации.
Итак, использование буклета на уроке мировой художественной культуры целесообразнее при следующих видах деятельности:
- на этапе повторения и закрепления изученного материала;
- в качестве материала к домашнему заданию;
- как одна из форм сообщения, доклада;
- в качестве дополнительной информации по изучаемой теме.
Это позволяет нам повысить интерес учащихся к предмету, что является одной из главных задач педагога.
В ярком красочном буклете может содержаться много полезной информации:
- термины;
- план анализа произведений различных видов искусства;
- информация о художественных методах, направлениях и стилях в искусстве;
- биография художника, писателя, музыканта;
- история создания произведения;
- дополнительная информация по предмету.
Следует обратить особое внимание, что, прежде чем получить буклет от учащегося, учителю необходимо научить ребенка этой форме работы, что потребует от преподавателя времени (внеурочного) и терпения.
Первые буклеты как раздаточный материал учитель обязательно создает сам, а затем проводит консультации для учащихся по созданию буклетов с последующим анализом полученных результатов.
При создании буклета следует помнить следующие правила:
- Как мы уже говорили, буклет создается в программе Microsoft Publisher.
К слову, в этой же программе можно также создать грамоты, визитки, календари, публикации.
- Будьте внимательны при озаглавливании страниц.
Каждая страница не должна быть двусмысленна: желательно, чтобы каждая полоса в буклете содержала “свою” информации, предваряемую названием.
- Цветовая гамма фона и шрифт должны помогать при раскрытии темы буклета.
Ученик тщательно продумывает шрифт, что помогает глубже окунуться в суть изучаемой эпохи, стиля в искусстве, а также цветовая гамма в его работе не может быть выбрана случайно. Например, говоря о готической эпохе, мы обязательно будем использовать её главные цвета: голубой и лиловый (фиолетовой) как символ неба и крови Христовой.
- Хочется особо обратить внимание на работу с иллюстративным материалом:
его уместное использование,
расположение, а также не забывать правила работы
с объектом.
- Соблюдение требований к оформлению титульных и последних страниц буклета.
Не забудьте указать реквизиты вашего учебного заведения, контактные телефоны, год создания буклета, фамилии тех, кто выполнил эту работу, а также не забывайте указывать информационные ресурсы. И самое главное – делать ссылки на авторов работ, на основе которых был составлен ваш буклет.
Постоянно подогревая интерес к созданию этого электронного (печатного) продукта, особое внимание следует уделять последней странице буклета, которая может содержать информацию следующего плана:
- занимательный материал (афоризмы, ребусы, задания повышенной трудности);
- забавные картинки в качестве дополнительной информации по теме.
Учащиеся с удовольствием рассматривают эти картинки и отгадывают головоломки.
Создание буклета – кропотливая работа, поэтому, уважаемые коллеги, не скупитесь на хорошие отметки, ведь перед вами маленький шедевр, созданный вашими учениками. Лучшие ученические работы могут быть использованы как раздаточный материал для всех учащихся класса, а особо отличившимся ребятам выдайте буклет (в качестве поощрения) в цветном виде.
Итак, использование буклета на уроке мировой художественной культуры позволяет учителю решать следующие задачи: сформировать (и развивать) у учащегося исследовательский навык. В отличие от традиционного реферата или доклада информация, содержащаяся в буклете, ограничивается строгими рамками данного продукта. Это заставляет ученика в лаконичной форме, отобрав только самое основное, осветить выбранный вопрос.
Развить эстетический вкус и реализовать творческие способности учащегося: кропотливо подбирать шрифты, иллюстративный материал, оформление, цветовую гамму – все это позволит глубже окунуться и раскрыть особенности изучаемого вопроса.
Экономия времени – буклет – это маленькая цветная книжечка, содержащая большой объём информации.
Воспитать интерес к предмету – даже самые слабые учащиеся, держа в руках буклет – яркую, красочную небольшую книжечку – захотят рассмотреть, прочитать и создать собственный.
Пожелаем нашему любимому ученику удачи при создании буклета!