Урок по математике во 2-м классе "Закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить умения выполнять устные вычисления изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100, выявить имеющиеся пробелы в знаниях.
  • тренировать в решении текстовых задач, умение сравнивать выражения.
  • развивать речь, мышление, сообразительность, интерес к математике.

Оборудование: макет корабля, бескозырки (у детей), удочка, рисунки рыбок, плакат, на  котором нарисован остров, карточки с примерами, “облака” с выражениями, морские обитатели (с примерами), геометрические фигуры (у детей).

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет не просто урок, а урок – путешествие. Мы отправимся в далекое плавание на паруснике (показываю макет парусника).

Чтоб водить корабли,
Чтобы в море ходить,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
Поудобнее садитесь
Не шумите, не вертитесь
И внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?

(Учащиеся садятся, надевают бескозырки. Выясняю, кем они будут во время путешествия).

2. Сообщение темы урока.

3. Устный счет.

а).- Что нас ждет впереди? Мы узнаем, ели решим примеры на карточках.

(Переворачивают карточку, решив пример, читают слово.)

в). Решение задач в стихотворной форме:

- Было 30 лодок у причала,
Волна их весело качала,
Три лодки взяли рыбаки,
Что переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?

- Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
“Мне зимой не знать забот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, 2 масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно 6,”
Ты попробуй все их счесть!

- Семь ежей мордашки чистят,
Пять катаются на листьях,
Три глядят из под ветвей,
Сосчитай-ка всех ежей.

г).- Ребята, вы любите ходить на рыбалку? Мы сейчас поиграем в игру “Любитель – рыболов”. (Учащиеся с помощью удочки, на леске которой вместо крючка прикреплен магнитик, удят золотых рыбок, карпиков, сомят.… К рыбкам скрепкой прикреплены карточки с примерами: 6 + 4, 9 – 3, 10 + 5,16 – 8, 12 – 4, 8 +9, 17 – 6, 14 – 5, 7 +8, 18 – 7. Магнитик, касаясь скрепки, поднимает рыбку. Рыбка поймана! Но, решив пример, дети выпускают рыбку на волю.

Рисунок 1

д). -Не всегда на море штиль, бывает и шторм. Посмотрите, ребята, впереди сгустились тучи. Надо составить из выражений равенства, чтобы небо разъяснилось. (Дети подробно объясняют и находят значение выражений, говорят, какое составили равенство: верное или неверное …)

Рисунок 2

4. Работа над пройденным материалом.

а). На каждом корабле ведется бортовой журнал. Мы сделаем записи в нем. Открыли тетради и записали число и классная работа.

б).Решение примеров.

- Ребята, посмотрите за борт. Какая прозрачная вода! А сколько там морских обитателей… Рисунки некоторых у меня есть. (Показываю скатов, осьминогов, медуз и на них написаны примеры. Дети записывают и объясняют их решения.)

Рисунок 3

93 – 7 = , 34 + 9 = , 45 + 7 = , 44 + 8 = , 82 – 6 = , 75 – 7 = , 40 – 6 = .

Физминутка.

(Дети читают наизусть отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, сопровождая движениями.)

А дитя волну торопит:
“Ты волна, моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу!
Выплесни ты нас на сушу!”
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.

в). Решение задач.

Наконец, впереди остров. Это остров “Задачкин”. (Вывешиваю рисунок и название острова.)

- Коллективный разбор задачи. (Запись в тетради и на доске.)

“Дети играли в слова. Нина назвала 17 слов, Ира – на 9 слов меньше, а Таня столько слов, сколько Нина и Ира сказали вместе. Сколько слов назвала Таня?”

- Самостоятельное решение задачи №1 стр. 77.(Москва, Просвещение 2001г., Моро М. И. “Математика” 2кл.) после чтения.

г). Работа с геометрическими фигурами.

- Нужно оставить сувениры островитянам. Они тоже что–то вам приготовили. (Ну, об этом позже.) Что у вас за фигуры?..

Дети называют их. Какие фигуры нам нужны, чтобы “построить” парусник?

Рисунок 4

5. Итог урока.

6. Поощрение.

- Островитянам понравились ваши “парусники” и они дарят вам вот эти цветы. Снимайте с “картины”.

- Сойдите на берег, оставив бескозырки. Путешествие закончилось, отдыхайте.

Рисунок 5