Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Теперь основным видом его деятельности становится учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти по взмаху волшебной палочки. Должно пройти некоторое время, пока ребенок осознает себя школьником.
Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы – обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы и формы организации жизни детей. Иными словами, игровая деятельность не должна исчезнуть с первых дней ребенка в первом классе. Необходимо, чтобы она постепенно и закономерно уступала ведущее место учебной деятельности.
Именно с анализа проблемы преемственности и возможностей ее решения началась деятельность педагогических коллективов учителей начальных классов муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» и воспитателей муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Панаевский детский сад общеразвивающего вида «Красная шапочка». Из опыта работы по данной проблеме можно отметить, что успешной адаптации воспитанников детского сада способствуют:
- Развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика (познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и формирование других важных качеств личности ребенка).
- Формирование у детей развитого воображения (это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования).
- Развитие коммуникабельности – умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретет способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все это, ежегодно совместно с детским садом мы разрабатываем план совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования «Детский сад – начальная школа».
Для формирования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе необходима активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка. Особая роль в плане отводится содержанию эстетического блока (изобразительное искусство, музыкальное слушание, пение, движение и др.), поскольку именно эстетическое воспитание в значительной степени способствует формированию у детей качеств, необходимых для перехода на следующую ступень образования. Для нас стали традицией совместные с детским садом специально разработанные музыкально-познавательные досуги, спортивно-оздоровительные мероприятия, в которых принимают участие младшие школьники и старшие воспитанники детского сада. Применение данных форм работы способствует развитию осознанного отношения к будущей учебе в школе, а также, влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению.
План предусматривает совместную работу воспитателей детского сада и школьных педагогов в методических объединениях, где обсуждаются вопросы перспективного планирования, конференции, семинары, взаимопосещения уроков и занятий. Это позволяет учителям получить представление об уровне развития будущих первоклассников, а воспитателям детского сада – понять требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс. Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в начальной школе.
Предлагаю вашему вниманию план совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2008-2009 учебный год. (Приложение)