Формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью - важный аспект учебно-воспитательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.

Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.

Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.

Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.

Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.

С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Цикл мероприятий по профилактической деятельности в ГОУ НПО ПЛ №1 г. Иркутска направлен на несколько целевых групп: целевая группа – обучающиеся; целевая группа – педагоги; целевая группа – родители.

В работе с обучающимися цель профилактической деятельности заключается в развитии у подростков навыков конструктивного поведения, в формировании прочных установок и традиций ЗОЖ.

Постоянные и кропотливые усилия всего коллектива направлены на становление позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ЗОЖ, исключающих или снижающих риск употребления психоактивных веществ подростками и молодежью.

Мы подводим подростка к мысли о том, что самое страшное преступление, которое совершает человек, так или иначе связывающий свою судьбу с ПАВ – это преступление против своей собственной, индивидуальной и неповторимой жизни.

Профилактический стандарт для цикла мероприятий
по профилактической деятельности в Профессиональном лицее № 1 г. Иркутска

1. Целевая группа – обучающиеся

1.1. Медико-социально-психолого-педагогическая характеристика обучающегося.

1.2. Диагностический блок.

Исследования:

  • объем информации о ПАВ;
  • вероятность формирования порочных пристрастий и тенденции к риску;
  • индивидуально-личностные качеств и навыки социализации.

1.3. Коррекция негативной искаженной Я-концепции:

  • социально-психологический тренинг по формированию адекватной самооценки и коммуникативных умений, навыков сопротивления негативным процессам и психической саморегуляции.

1.4. Предоставление информации о пагубности влияния ПАВ на психическое и физическое здоровье человека и возможных социально-правовых последствиях для самого подростка и его окружения:

  • медицинский аспект;
  • образовательный аспект;
  • социальный аспект;
  • юридический аспект.

1.5. Пропаганда здорового образа жизни. Стимулирование различных видов досуговой деятельности:

  • музейная практика в краеведческих и поисковых отрядах;
  • мероприятия интеллектуально-творческого и эстетического развития;
  • мероприятия по физическому совершенствованию и др.

1.6. Развитие волонтерского движения из числа социально-активных учащихся.

2. Целевая группа – педагоги

2.1. Предоставление информации:

  • психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
  • медико-социально-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с выделением подростков “группы риска”;
  • социальный паспорт семей обучающихся;
  • о ПАВ.

2.2. Тренинги:

  • коммуникативных умений в цепочках: педагог – обучающийся, педагог – родитель.
  • ассертивности и психической саморегуляции.

2.3. Коррекция синдрома “эмоционального сгорания”.

2.4. Координация совместной деятельности по профилактике приема ПАВ в контексте предметного обучения.

3. Целевая группа – семья (родители)

3.1. Предоставление информации:

  • психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
  • ПАВ и правила реагирования при подозрении на употребление подростком психоактивных веществ.

3.2. Семейное консультирование.

3.3. Тренинги:

  • родительско-родительских отношений;
  • родительско-детских отношений.

4. Координационный блок

4.1. Координация взаимодействия со специалистами различных ведомств, работающих в сфере профилактики.

4.2. Обмен опытом профилактической работы с учебными заведениями г. Иркутска и других регионов.

Ожидаемый результат: формирование у подростков устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

Оценка эффективности деятельности:

  • тестовый контроль;
  • анкетирование;
  • косвенные показатели.