В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей
Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.
Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.
Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.
Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.
Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.
С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Цикл мероприятий по профилактической деятельности в ГОУ НПО ПЛ №1 г. Иркутска направлен на несколько целевых групп: целевая группа – обучающиеся; целевая группа – педагоги; целевая группа – родители.
В работе с обучающимися цель профилактической деятельности заключается в развитии у подростков навыков конструктивного поведения, в формировании прочных установок и традиций ЗОЖ.
Постоянные и кропотливые усилия всего коллектива направлены на становление позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ЗОЖ, исключающих или снижающих риск употребления психоактивных веществ подростками и молодежью.
Мы подводим подростка к мысли о том, что самое страшное преступление, которое совершает человек, так или иначе связывающий свою судьбу с ПАВ – это преступление против своей собственной, индивидуальной и неповторимой жизни.
Профилактический стандарт для цикла
мероприятий
по профилактической деятельности в
Профессиональном лицее № 1 г. Иркутска
1. Целевая группа – обучающиеся
1.1. Медико-социально-психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
1.2. Диагностический блок.
Исследования:
- объем информации о ПАВ;
- вероятность формирования порочных пристрастий и тенденции к риску;
- индивидуально-личностные качеств и навыки социализации.
1.3. Коррекция негативной искаженной Я-концепции:
- социально-психологический тренинг по формированию адекватной самооценки и коммуникативных умений, навыков сопротивления негативным процессам и психической саморегуляции.
1.4. Предоставление информации о пагубности влияния ПАВ на психическое и физическое здоровье человека и возможных социально-правовых последствиях для самого подростка и его окружения:
- медицинский аспект;
- образовательный аспект;
- социальный аспект;
- юридический аспект.
1.5. Пропаганда здорового образа жизни. Стимулирование различных видов досуговой деятельности:
- музейная практика в краеведческих и поисковых отрядах;
- мероприятия интеллектуально-творческого и эстетического развития;
- мероприятия по физическому совершенствованию и др.
1.6. Развитие волонтерского движения из числа социально-активных учащихся.
2. Целевая группа – педагоги
2.1. Предоставление информации:
- психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
- медико-социально-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с выделением подростков “группы риска”;
- социальный паспорт семей обучающихся;
- о ПАВ.
2.2. Тренинги:
- коммуникативных умений в цепочках: педагог – обучающийся, педагог – родитель.
- ассертивности и психической саморегуляции.
2.3. Коррекция синдрома “эмоционального сгорания”.
2.4. Координация совместной деятельности по профилактике приема ПАВ в контексте предметного обучения.
3. Целевая группа – семья (родители)
3.1. Предоставление информации:
- психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
- ПАВ и правила реагирования при подозрении на употребление подростком психоактивных веществ.
3.2. Семейное консультирование.
3.3. Тренинги:
- родительско-родительских отношений;
- родительско-детских отношений.
4. Координационный блок
4.1. Координация взаимодействия со специалистами различных ведомств, работающих в сфере профилактики.
4.2. Обмен опытом профилактической работы с учебными заведениями г. Иркутска и других регионов.
Ожидаемый результат: формирование у подростков устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
Оценка эффективности деятельности:
- тестовый контроль;
- анкетирование;
- косвенные показатели.