МОДУЛЬ – занятия объединены на основе какого-либо сюжета, который развёртывается на протяжении долгого времени.
ЦЕЛЬ: сформировать первичные представления о выращивании культурных растений.
1. Домовёнок Кузя поручил вырастить укроп, петрушку и салат
Цель: вызвать интерес к выращиванию растений; понимать смысл написанного текста; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: посылка с семенами, письмо от домовёнка, коллекция семян.
Ход:
На столе стоит посылка, на которой написано: “Детский сад. Группа №11 “Сказка””
Воспитатель разыгрывает недоумение, спрашивает у детей, что делать. Коллективно решают посмотреть, что находится внутри.
Открывают посылку и находят пакетики с какими-то семенами. Воспитатель зачитывает письмо: “Дорогие, ребята! Я хочу доверить вам одно очень важное дело. Посылаю вам семена. Посейте их, вырастите растения, а затем кушайте на здоровье. Не забывайте рассказывать мне, как идут дела, что вы делаете, как поживают растения. Желаю успеха. Домовёнок Кузя”
Воспитатель спрашивает у детей, что это за семена. Дети высказывают разные предположения. Воспитатель раскладывает семена по блюдцам, чтобы можно было их сравнить между собой. Что общего и чем они отличаются. Как же выращивать семена? В каких условиях они нуждаются? Выслушивается мнение детей. Дается задание: спросить дома и выяснить, как выращивать эти растения. Предложить дежурному по уголку природы зарисовать семена.
2. Условия, необходимые для посева и подготовка семян
Цель: формировать представления об условиях, необходимых для растения на ранних стадиях его развития; развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Оборудование: блюдца с семенами растений, вода.
Ход:
На столе стоят блюдца с семенами растений.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
С чего надо начать работу?
Какие советы дали детям родители?
Как проверить, не погибли ли семена?
Будем ли замачивать семена?
Как подготовить почву?
Надо разбивать комочки почвы или нет?
На какую глубину заделывать семена?
На каком расстоянии друг от друга сажать семена?
Как правильно закрыть семена почвой?
Можно ли прихлопывать семена после посева?
Нужно ли поливать грядку после посева?
Дети высказывают своё мнение, делятся друг с другом своими знаниями. Дети выступают как полноправные партнёры.
Воспитатель, убедившись в том, что дети усвоили последовательность работы, предлагает замочить семена на несколько часов. Дети наблюдают за тем, что происходит с семенами и сравнивают их с сухими.
3. Посев семян
Цель: продолжать формировать представления об условиях, необходимых для жизни растений; закреплять правила безопасности и гигиенические навыки.
Оборудование: подготовленные к посеву семена, вода для полива, лопатки и грабельки.
Ход:
Воспитатель вместе с детьми вспоминает о правилах посева семян. Дети работают в паре.
В первую очередь вскапывают небольшие грядки. Затем рыхлят почву, делают бороздки. Поливают бородки водой, чтобы семена лучше легли в землю. В конце работы разравнивают поверхность грядки, слегка прихлопывают почву. Дети обильно поливают грядки водой.
После работы дети моют руки с мылом. Дежурные по уголку природы зарисовывают.
Предложить детям часть растений поливать часто водой, а другую часть редко. Понаблюдать за ними в течение нескольких дней. Что происходит с растениями? Где быстрее могут появиться всходы? Почему это происходит?
4. Расскажем домовёнку Кузе, как мы сеяли семена
Цель: развивать умение при помощи моделей рассказывать об условиях, необходимых для роста и развития растения, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: бумага и карандаши, модели – условия для роста и развития растения.
Ход:
Воспитатель предлагает написать письмо домовёнку и рассказать ему о том, как мы сеяли семена; берёт в руки конверт и спрашивает у детей: “Как же мы напишем письмо Кузе, если писать не умеем?”.
На столе разложены модели в беспорядке. Воспитатель предлагает найти модели, рассказывающие о том, что необходимо для роста и развития растения, а затем расположить их в правильном порядке.
Затем предлагает рассказать по моделям о проделанной детьми работе на огороде.
Дети рисуют по замыслу “Как мы сеяли растения: петрушку, салат и укроп”.
Свои рисунки дети складывают в конверт, сами заклеивают и отправляют.
5. Первые всходы
Цель: показать первые всходы, развивать наблюдательность, интерес к растениям, желание помочь им, видеть зависимость живого от удовлетворения их потребностей.
Оборудование: вода для полива.
Ход:
В течение нескольких дней дежурные по огороду поливают грядки с растениями.
Когда появятся первые всходы, дети рассматривают и о своих наблюдениях рассказывают. Какое растение появилось первым? Сколько листочков на стебле? Какого цвета? Какой формы листья? Чем отличаются первые листочки от последующих? Отличается ли петрушка от укропа? Отличается ли петрушка от салата? Что в них общего?
Предложить детям поставить одну часть растений на солнце, а другую в тень и понаблюдать за ними в течение нескольких дней. Затем сделать вывод и зарисовать полученные результаты наблюдений.
6. Пробуем на вкус
Цель: развивать наблюдательность, закреплять гигиенические навыки и правила сохранения здоровья.
Оборудование: тарелка, нож.
Ход:
Воспитатель обращает внимание на то, что наши растения подросли, стали отличаться друг от друга и это хорошо заметно. Достать из земли по одному растению, промыть корни, подсушить. Предложить детям описать каждое растение, при этом использовать схему описания: корень, стебель, лист, цвет, в чём сходство и в чём отличие одного растения от другого.
Предлагается три варианта использования растений: съесть самим, отправить домовёнку или угостить других.
Воспитатель предлагает попробовать самим: “Как же мы можем отдавать кому-то первый урожай, если не знаем, что получилось? Может это не съедобно.” предлагает попробовать самим, а следующим урожаем поделиться с другими.
Воспитатель срезает растения, промывает и возникает вопрос, как же попробовать всем, ведь срезан небольшой пучок. Дети вспоминают о том, как у них поступают родители дома с этими растениями.
Дети делают вывод о том, что необходимо мелко покрошить и положить в тарелку с супом или положить немного на второе блюдо.
Дежурные по уголку природы зарисовывают зрелое растение.
7. Посылаем домовёнку Кузе посылку и угощаем друзей
Цель: обобщить в игровой форме результаты проделанной работы, формировать желание и умение доставлять приятное друзьям.
Оборудование: растения (зелень), коробка для упаковки, обёрточная бумага, скотч, ручка.
Ход:
Предложить детям собрать посылку для домовёнка, т.к. он дал поручение и дети его выполнили. Несколько экземпляров зелени укладывают в коробку, переслаивая бумагой. Оформляют коробку как посылку. Собирая посылку, вместе решаем проблему: надо ли мыть растения и очищать их от почвы. Дать возможность детям поспорить, внимательно присмотреться к корням растений. Объяснить детям, что влажное растение быстро испортиться в посылке, поэтому лучше хранить в том виде, в котором извлечён из почвы. Домовёнок об этом знает и поэтому не обидится на детей.
В посылку вкладывается письмо, предварительно прочитанное детям.
“Дорогой домовёнок Кузя! Мы уже собрали первый урожай. Это благодаря тебе растения наши росли быстро. Мы попробовали, очень вкусно. Попробуй и ты, оцени наши труды. Хорошо ли мы работали? Дети группы “Сказка”.
Дети постепенно снимают урожай и добавляют в первое или второе блюдо, угощают детей из других групп.
8. Подарок от Кузи
Цель: в игровой форме отблагодарить детей за их трудовые умения и навыки, наблюдательность и желание работать, доставлять радость другим.
Оборудование: 5записок с описанием мест, где спрятаны другие записки и подарок от домовёнка.
Ход:
В приёмной комнате лежит пакет от домовёнка , в нём записка.
“Дорогие ребята! Я получил от вас посылку и попробовал ваш урожай. Очень понравился. Он был вкусным. Спасибо за ваш труд, за ваши добрые , умелые руки, которые не любят лениться и стараются что-то делать. В благодарность я приготовил для вас подарок и спрятал его на территории детского сада. Вы его найдёте по запискам, которые я оставил на участке. До свидания, дети. Всего вам доброго”.
Воспитатель придумывает маршрут. В записках указывается не только объект, но и отличительные признаки.
Используя все приёмы ориентировки на местности, применив компас, дети приходят к месту, где находится клад.
Это может быть какая-нибудь игра или игрушка.
Дети забирают подарок в группу и делятся своими впечатлениями о том, как они работали.