Обоснование выбора вида урока.
Концепция личностно-ориентированного обучения, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для го развития. Используя современные образовательные технологии на уроках, можно максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из методов, позволяющих реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, является метод творческих проектов.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности
Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.
При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд-фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.
Power Point - это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками.
Предварительная работа.
На изучение темы “Культура, быт и традиции Японии” отводится по программе 1 час. Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад.
Для создания компьютерных презентаций используется приложение MS Power Point. Совместно с учителем географии подготовили темы, распределили учащихся на группы. Учитель географии консультировал учащихся по содержанию презентаций.
Для работы над проектом были сформированы группы по 2-3 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии, чтобы в каждой группе были ребята с различными интересами (“технари”, “дизайнеры”, “ораторы”). Это позволило распределить роли в группах, максимально учитывая способности детей, тем самым, давая возможность каждому из них почувствовать себя успешным. В то же время каждому учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта.
Цели и задачи проекта
Обобщение и систематизация знаний по теме “Культура, быт и традиции Японии”:
- Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
- Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
- Уметь слушать и уважать мнение товарища;
- Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
Цель урока:
Способствовать формированию целостной поликультурной картины мира и равноценности всех культур для мировой цивилизации.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: защита творческого проекта.
Методы обучения: метод проектов, словесно-наглядный.
Формы организации учебной деятельности: творческая работа, фронтальная работа, работа в группах, работа на ПК, тестирование.
Средства обучения: политическая и экономическая карта Японии, атласы, японская музыка, стенд с подборкой стихов и репродукций по Японии, программа Power Point, презентация по теме “Япония”.
План урока:
- Организационный момент, постановка целей и задач занятия, психологический настрой.
- Актуализация знаний.
- Представление компьютерных презентаций (презентация проектов).
- Тестирование.
- Обобщение знаний.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Эпиграф:
“ Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”.
Л.Н. Толстой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас очень необычное занятие. Необычный, во-первых потому, что нашему занятию предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике. Мы работали над проектом создания компьютерной презентации. На уроках географии вы изучали особенности культуры, быта и традиций самой загадочной страны. Объединяя полученные знания мы создавали компьютерную презентацию “Культура, быт и традиции Японии” которая будет служить учебным пособием при изучении курса “Общественная география современного мира”.
II. Актуализация знаний
… Издалека в нашу страну… пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы… Мудрецы Китая, кроме учения дао, принесли шелка… яшму… и – нечто более благородное и чудесное, чем яшма, - иероглифы… И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы…Не то наш язык мог бы стать китайским… Но мы одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-цзы… Будду постигла такая же судьба… Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать…
Акутагава Рюноскэ (1892-1927)
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
А теперь у нас самый интересный и самый главный этап занятия -
III. Презентация проектов.
Презентацию мы построим следующим образом
Отчет группы о работе над проектом:
а) название;
б) какой литературой пользовались?
Вопросы к выступающим.
в) как был задействован каждый участник группы?
Каждой проект, сопровождающаяся компьютерной презентацией.
Оценка проекта одноклассниками.
Чайная церемония. (Приложение 2).
Кимоно (Приложение 4)
Архитектура Японии (Приложение 5)
Современные ритмы Японии (Приложение 6)
Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению, дизайну презентаций, и по содержанию - дали полную картину уникальной культуры Японии. Теперь, давайте, применим полученные знания при работе с тестами. Один человек из группы остается за компьютером, остальные садятся на свои места за рабочими столами.
IV. Тестирование
Ребята обмениваются своими работами и проверяют их, сверяя ответы по экрану.
Подведение итогов.
Япония – страна контрастов и противоречий. Здесь Запад соединяется с Востоком. Ультрасовременные стеклянные небоскребы гармонично соседствуют со старинными пагодами и уютными маленькими домиками в традиционном японском стиле. На улицах можно увидеть людей, одетых как в европейском стиле, так и в кимоно. Суши-бары располагаются недалеко от итальянских, французских и мексиканских ресторанов…
Несмотря на активную европеизацию и американизацию, Япония остается уникальной восточной страной со своей удивительной культурой и историей. Японцы бережно хранят и чтят культурное богатство своей страны. Японская цивилизация складывалась долгое время. На нее повлияли как природные условия и географическое положение, так и близость к Китаю и Индии, откуда в Японию пришли буддизм, конфуцианство, письменность.
Про японскую цивилизацию можно говорить очень долго, ибо эта страна обладает богатейшей культурой и историей. Ее уникальная архитектура, живопись, литература и другие виды искусства сильно повлияли на всю мировую культуру. Многие истинно японские традиции и обычаи постепенно охватывают и другие страны. Но главное, Япония не утратила своеобразия под влиянием других государств, что достойно уважения. Многим странам, в том числе и России, стоило бы поучиться не только охранять свое культурное богатство, но и приумножать его и заставлять другие народы восхищаться им.
Закончилось наше занятие. Вы проделали большую работу: Создали и защитили проект по теме “Культура, быт и традиции Японии”, используя различные источники информации. Этот материал будет использоваться в дальнейшем на уроках географии как наглядное пособие, то есть Ваш труд был не только для себя, но и для других.
Мониторинг занятия.
Какова была тема занятия? Какова была цель занятия? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе занятия? Устали?
Выскажите свое мнение о сегодняшнем занятии. Заполните рефлексивные листы.
Наше занятие я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться.
“Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”.
Л.Н.Толстой
За приложениями 1 и 7 обращайтесь, пожалуйста, к автору