Доклад "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

Разделы: Математика


Что ценнее всего для человека? “Здоровье”- не задумываясь, скажет каждый. Мне хочется добавить: “Мысль”. Готовясь к уроку, учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. А хороший учитель, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы ее стимуляции, причем не какими-нибудь волюнтаристскими способами, а путем разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, веселого, т.е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку- этого главного могильщика учебного процесса.

У хорошего учителя уроки не только полезны, но и приятны. Да и результаты гораздо более надежны, потому что они получены в комфортных (для души) условиях.

По проблеме активизации познавательной деятельности в свое время печаталось много трудов. Т. В. Ситникова (журнал “Математика в школе“ № 2, 1993 г.), О. И. Овечкина (№5, 1993 г.), И. П. Мигунова (№ 6, 2000 г.), В. А. Далингер (№7, 2007 г.), газета “Математика“ № 14, № 15, 2008 г.

Перечислю ряд приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся:

  • Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
  • Различные формы работы с книгой.
  • Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, дифференциация домашнего задания, присуждение титула ‘лучший математик урока, недели, месяца”).
  • Игровые технологии.
  • Самостоятельные работы, индивидуальные задания, тестирование.
  • Использование на уроках элементов историзма, занимательности.
  • Использование проблемных ситуаций.
  • Проектная деятельность.
  • Наглядность, доступность, оригинальность, решение различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения, связь науки с практикой.
  • Составление опорных схем, практические работы.
  • Блочно- модульная подача материала.
  • Компьютерные технологии.
  • Наблюдение за речью, рецензирование ответов. И т.д.

Предлагаю несколько приемов используемых мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Все предложенные приемы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий. Они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне, как учителю.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных методов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотреблять трудолюбием ребят.

1. Использование активных игровых технологий.

Хорошим помощником на уроках является мячик- экзаменатор, к поверхности которого, по желанию, можно прикрепить любую информацию, начиная от табличного умножения, формул сокращенного умножения, прогрессии и т.д. Перебрасывая мяч друг другу ребята выполняют задание, проговаривая его вслух. При этом остальные учащиеся контролируют правильность формулировок и выполнения заданий. Это довольно активная форма работы, позволяющая подвигаться, даже попрыгать.

2. Игра “Рыбалка”.

Из четырех, предложенных на “рыбках” примерах, ребята I варианта “вылавливают” примеры с ответом, например 5, а учащиеся II варианта отбирают примеры с ответом, например, 6.

3. “Устный счет- гимнастика ума”.

Перед уроком на каждую парту выдается карточка для счета. Она может быть тематической или общего характера.

<Таблица 3>

4. Примеры оформленные в виде блок-схем, лесенок

<Рисунок 1>

5. Табличные задания

Найдите правило, по которому составлена следующая таблица.

<Таблица 1>

6. Задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении.

7.Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие стимулируют работу учащихся.

В этом помогает “Мелоежка”- забавное игрушечное животное с белыми пушистыми щечками (вероятно, испачканное съеденным мелом). Он появляется на доске, когда предстоит восстановить пропущенное число, знак, слово или фразу в тексте. Подразумевается что их “съел” Мелоежка.

<Рисунок 2>

8. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами- шутками, заданиями на внимание.

Известно, что дробь (В*А*Р*Е*Н*Ь*Е) / (К*А*Р*Л*С*О*Н)

равна целому числу. В числителе и знаменателе стоят произведения цифр, и разные буквы обозначают разные цифры. Чему равна эта дробь?

9. Сочинительство задач, сказок - это целый раздел в методике работы с детьми.

По теме " Пропорции”, после конкурса творческих работ, провожу урок по детским задачам с обязательным указанием авторов.

Когда я вру? мой нос вырастает на 2 см. Сейчас его длина 12 см. Сколько раз я соврал?

Абузарова Мариям.

Хозяйственный кот Матроскин завел корову и решил делать сливочное масло. Из одного литра молока получается 40 грамм масла. Сколько молока надо надоить Мотроскину, чтобы получить 100 кг. масла?

Гусаков Евгений.

10. Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача.

“Ваши знания - это …”

Выполните действия и вы расшифруете запись: 45:((2,5:5/18-0,9): 0,09)

<Таблица 2>

11. Для фронтальной работы удобно использовать различные игры, проводить соревнования.

В моем арсенале такие игры как: “Домино”, “Хоккей ”, “Перестрелка“, “Скачки “, “Ринг “, “Улей”, “Деловая игра” и другие.

12.Форма выбора ребятами заданий также может быть различна:

Например броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера упражнений, что позволяет даже выявить психологические особенности ребенка (добрые обычно выбирают круг), либо вытягивание номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв можно предложить ребятам составить слово)

Виды мониторинга по изучению интереса учащихся к математике

ЛЕСЕНКА.

Нужно разместить все школьные предметы на ступеньках лестницы. На 1 ступеньке самые скучные, трудные, нелюбимые, а на последней - интересные, полезные, любимые.

Цель проекта: посмотреть, как изменяется отношение учащихся к учебному предмету- математике и ее роли в изучении школьного курса.

Опрошено 58 учащихся 6-х классов - 2007 год.

68 учащихся 6-7 классов- 2008 год.

Задание:

Разместить все школьные предметы на “ступенях лестницы знаний”.

На первой ступеньке - самые скучные, трудные, нелюбимые. На последней – интересные, полезные, любимые.

Размещение математики показано на <рисунке 3>

Итого: Математику как школьный предмет размещают…

с 2 по 4 ступеньку – 20% опрошенных (12 учащихся)-2007 год.
- 7% опрошенных (5 учащихся) -2008 год.
с 5 по 8 ступеньку – 10.3% опрошенных (6 учащихся)-2007 год.
15% опрошенных (10 учащихся)-2008 год.
с 9 по 12 ступеньку – 67.2% опрошенных (39 учащихся)-2007 год.
76% опрошенных (52 учащихся)-2008 год.

10 ступенька – большее количество ответов.

Из общего количества учебных предметов выше по ступенькам были расположены – музыка, ИЗО, география, история и физкультура.

БАЛЛЫ И ОБРАЗЫ

Учащимся было предложено оценить по 5-бальной системе различные объекты, связанные с изучением математики по следующим категориям:

1 балл – совсем не нравится.
2 балла – не нравится.
3 балла – так себе.
4 балла – нравится.
5 баллов – очень нравится.

Оценивалось 16 объектов. Результаты показаны в диаграмме.

<Рисунок 4>

Очень хорошо активизируют познавательную деятельность ребят внеклассные мероприятия.

Факультатив “Дополнительные главы к учебнику математики” они посещают с удовольствием.

И в заключение несколько фраз из работ моих учеников. На итоговом уроке ребята пишут, что им понравилось на уроках в этом учебном году, а что нет. Вот их ответы.

  • Мне понравились самостоятельные работы, факультатив. Хотелось бы побольше тестов.
  • Мне понравилось решать задачи, примеры. Понравились конкурсы.
  • Мне нравятся соревнования и игры.
  • Мне нравится наша учительница
  • Ни каких контрольных, самостоятельных и соревнований по математике на будущий год. (1 ученик).